Группа Вконтакте Одноклассники Страница в Livejournal
тел.: (495)777-30-39,
(495)978-35-99
ikar_publisher@rambler.ru

25 лет вместе с Вами!
с 1997 года

Новости
От автора до читателя (продолжение)

Продолжаем публикацию пособия по книгоиздательству «От автора до читателя». Свои отзывы, вопросы, предложения присылайте на форум сайта или электронный адрес издательства ИКАР.  

Глава 2. Единственная и неповторимая
 
Выходные сведения
 
Как сделать, чтобы книгу можно было легко распространять, находить в книжном магазине или библиотеке, учитывать и хранить в фондах? Для этого ее нужно обозначить выходными сведениями - словами и условными шифрами, отличающими ее от множества других книг. Выходные сведения должны быть размещены так, чтобы их можно было сразу заметить - на титульном листе, обложке, переплете, корешке, концевой строке. Есть обязательный перечень выходных сведений, которые нужно сообщать:
- сведения об авторах и других лицах, участвовавших в создании книги,
- заглавие (название издания),
- надзаголовочные данные,
- подзаголовочные данные,
- выходные данные,
- авторский знак,
- классификационные индексы УДК и ББК.
- аннотация,
- знак охраны авторских прав,
- Международный стандартный номер книги (ISBN),
- выпускные данные (номер лицензии на издательскую деятельность и дата ее выдачи, дата подписания в печать и сдачи в набор, вид, номер, формат и доля листа бумаги, гарнитура шрифта, вид печати, объем издания в условных печатных и условных издательских листах, тираж, номер заказа полиграфического предприятия, название и почтовый адрес издательства.
 
Основной носитель выходных сведений – титульный лист (лицевая и оборотная стороны, авантитул, контртитул).
Титульные листы (титулы) – страницы, предшествующие тексту издания, на титуле размещаются фамилия автора или авторов, название книги, название издательства и его марка, место и год издания. Кроме того, на титуле может быть дано название организации, от имени которой выпускается издание (надзаголовочные сведения), фамилии титульного редактор, переводчика, составителя, указание о допуске книги в качестве учебника или учебного пособия (гриф), а также указание на порядковый номер издания (при переизданиях). технологические лаки цена
 
Авантитул - первая страница двойного титульного листа. Позволяет разгрузить основной титульный лист. На авантитуле обычно размещают надзаголовочные данные, иногда – выходные данные, издательскую марку, фамилию автора и заглавие. Другое название авантитула – фортитул;
первая страница книжного блока, расположенная перед титульным листом; один из титульных элементов декоративно-композиционного назначения, используемых при оформлении книги. Содержит часть выходных сведений: издательскую марку, марку серии, реже эпиграф, посвящение, девиз.
 
Контртитулы. Добавочныетитульные листы (главным образом, в многотомных изданиях или переводных книгах), размещаемые на одном развороте с титулом,   слева от него. В многотомных изданиях на контртитуле помещают сведения, относящиеся ко всему изданию, а на титуле – только к данному тому. В переводных изданиях на контртитуле помещают, как правило, фамилию автора и название книги на языке оригинала, а иногда и сведения об издательстве, выпустившем книгу впервые.
 
Оборот титульного листа. Кроме тех данные, которые разрешается переносить на него с лицевой стороны титульного листа, на нем требуется разместить:
- шифр хранение книги: классификационный индекс индекс библиотечно-библиографической классификации (ББК) и индекс универсальной десятичной классификации (УДК), авторский знак.
- сведения о перепечатке
- имена авторов предисловия, вступительной статьи, послесловия, примечаний и комментариев
- макет аннотированной каталожной карточки в книгах, предназначенных для продажи; в учебных книгах карточку можно приводить без аннотации,
- реферат – в научных изданиях на технические и естественные темы,
- аннотация (в малообъемных книгах, научных сборниках); может быть перенесена на 2-ю страницу обложки,
- комплексный книготорговый индекс-шифр (в книгах для продажи в левом нижнем углу над ISBN),
- ISBN – в левом нижнем углу над комплексным книготорговым индексом-шифром (рекомендуется повторять на 4-й странице обложки и суперобложки, на задней стороне переплета)
- знак охраны авторского права,
 
Книги без титульного листа. Выходные сведения, которые следовало поставить на титульном листе, помещают на так называемом совмещенном титульном листе (верхняя часть начальной полосы книги), выходные данные при этом разрешается переносить на последнюю страницу, на заднюю сторонку переплета, на любую страницу обложки.
 
Переплет, обложка, суперобложка. Стандарт не регламентирует, какие выходные сведения следует размещать на переплете и как их располагать, но рекомендует указывать заглавие серии, имя автора; заглавие книги (разрешается сокращать длинное название, чтобы смысл не менялся), название издательства. Но обязательно нужно на корешке книг разместить отдельные выходные сведения: для книг в обложке толщиной не менее 7 мм, для книг в переплете – не менее 9 мм, так как книга на полке стоит корешком к читателям, и это поможет найти книгу. Выходными сведениями на корешке чаще всего бывают: имя автора, заглавие, номер тома, в словарях – начальные буквы слов, вошедших в том. Если все это не умещается, из первых двух выбирают то, по которому книгу легче отличить. 
 Фронтиспис. Рисунки, размещаемые на одном развороте с титулом. Чаще всего на фронтисписе помещают портрет автора или рисунок, отражающий содержание или наиболее характерные моменты содержания книги.
 
Шмуцтитулы. Внутренние титулы, отдельные страницы, а которых помещают рубрику, относящуюся к разделу или части книги, а иногда и номер этой части. Шмуцтитул всегда размещают на нечетной полосе, оставляя оборот пустым.
 
Шапки. Заголовки, относящиеся к разделу или части книги, но размещенные не на шмуцтитуле, а вверху полосы, с которой начинается раздел, и отделенные от текста большим пробелом.
 
*Первый печатный станок
 Изобретатель книгопечатания - немец Иоганн Гуттенберг - в 1450 году изготовил из металла выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном виде. Он набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. До  1456 года он отлил не менее пяти различных шрифтов. За образец Гутенберг мог взять производство ме­таллических монет. Но для отливки шрифта требовалось специальное приспособление - печатный станок и наборная кас­са. «Это искусство искусств, наука наук. Его чрезвычайная продуктивность позволила вызволить из мрака сокровища знаний и мудрости, чтобы обогатить и просветить мир», - писал о книгопечатании в 1474 году немецкий писатель и просветитель Вернер Ролевинк.
(Продолжение следует)




Политика конфиденциальности