В издательстве ИКАР вышла книга В.В. Цукермана «Действительные числа и основные элементарные функции». В этом труде излагается теория действительных чисел, вводимых как бесконечные десятичные дроби. На этой основе определяются и подробно исследуются основные элементарные функции. Книга адресована учителям математики, школьникам, углубленно изучающим математику, и всем, кто интересуется вопросами обоснования школьного курса математики.
Виталий Владимирович Цукерман – профессор кафедр высшей математики Московского государственного гуманитарного университета имени Шолохова с 50-летним стажем преподавания. Член Российского философского общества. Окончил МГУ, автор более 70 научных и научно-методических работ, трех книг и 10 работ философского характер.
Вниманию заинтересовавшихся предлагаем статью В.В. Цукермана, в которой разъясняются концепция и структура книги, а также ряд особенностей изложения материала.
О построении теории основных элементарных функций
Изучение основных элементарных функций (линейной, степенной, показательной, логарифмической, тригонометрических и обратных тригонометрических) является ведущей линией содержания традиционного школьного курса «Алгебра» (ныне «Алгебра и начала анализа»). Эти функции в вузовском образовании являются фундаментом изучения высшей математики, а к обоснованию их собственной теории обычно не возвращаются. Таким образом, изучение основных элементарных функций – прерогатива средней школы. В связи с этим ясно, что учителю математики важно знать обоснование теории этих функций. Доказательное изложение теории важно и для школьников, разумеется , в пределах его доступности, ибо такое изложение развивает логическое мышление и воспитывает математическую культуру. Тем более несомненно, что учитель математики должен иметь возможность ознакомиться с доказательным обоснованием этого предмета своей непосредственной деятельности на работе в школе. Но, как это не удивительно, в отношении основных элементарных функций (в отличие, скажем, от геометрии) выпускник педвуза такой возможности не имеет. [1] Это не совсем так. Хорошее знание содержания совокупного педвузовского образования дает возможность протянуть ниточки обоснования ко всем моментам построения их теории. Однако пятидесятилетний опыт автора статьи по обучению будущих учителей математики показывает, что без дополнительной работы, не предусмотренной стандартными планами педвузов, выпускники педвузов по специальности «Математика» таких знаний, за редкими исключениями, не имеют. Это обстоятельство оказывается «согласованным» и с практикой школьного преподавания.
В школьном курсе «Алгебра и начала анализа» декларирование важности понятия действительного числа не сопровождается обычно достаточно ясным выяснением смысла самого понятия и его важнейших свойств (в том числе арифметических операций над действительными числами). Изъяны в изложении вопроса о действительных числах влекут многочисленные следствия. Так, оказывается необоснованным существование арифметического корня, а вслед за этим степени с рациональным показателем и т.д.
Понятие степени с действительным показателем, свойства степеней с действительными показателями, введение показательной функции, указание её свойств (в частности, множества значений, без чего не обосновано существование логарифма) – все эти и другие вопросы в школьном преподавании не связаны логически последовательным изложением.
Наконец, введение тригонометрических функций числового аргумента на геометрической основе требует установления взаимно – однозначного соответствия между множествами действительных чисел и углов поворота. Тогда произвольному действительному числу отвечает определённая точка на тригонометрической окружности определяющая значения функций косинус и синус. Вопрос о существовании (уже не говоря об обосновании) отмеченного соответствия в школьном преподавании даже не упоминается.
Различные школьные учебники определенного временного периода, как правило, содержат некоторый устоявшийся, общий для всех этих учебников материал и отличаются друг от друга тем, как авторы обходят логические пробелы в построении курса. Возникает искусственное разнообразие учебников, в котором учителям порой трудно ориентироваться.
Содержание книги «Действительные числа и основные элементарные функции» в процессе её написания претерпевало изменения, но неизменным оставалось требование доказательного изложения рассматриваемого материала, не требующего обращения к другим печатным изданиям. Задача состояла в том, чтобы предоставить учителю условия для самостоятельного выбора способа изложения материала, когда, опуская проведение тех или иных трудоемких доказательств, оставляют возможность обсуждения существа связанных с этим проблем. Важно отметить, что все доказательства книги по своей сложности не превышают уровня трудности разбора олимпиадных задач и вполне доступны интересующимся школьникам профильного обучения.
По первоначальному замыслу книга должна была основательно знакомить с понятием действительного числа, свойствами действительных чисел, и на этой основе дать определения основных элементарных функций с обоснованием их основных свойств (с обязательным включением характеристик: монотонности, множества значений, схемы графиков). Это повлекло необходимость изучения вопросов, являющихся по существу геометрическими приложениями действительных чисел: измерение отрезков, координатная прямая, координатная плоскость, умножение вектора на действительное число и линейная комбинация векторов, измерение дуг окружности, введение радианной меры угла, установление указанного выше взаимно-однозначного соответствия. Усвоение такого объёма знаний (даже без запоминания ряда доказательств) вполне достаточно, чтобы стать в дальнейшем фундаментом серьёзного изучения математического анализа.
Расширение первоначально намеченного содержания книги связано со следующим обстоятельством. Приводимые в школьных учебниках графики основных элементарных функций визуально содержат дополнительную информацию, которую не предполагалось обосновывать, когда книга задумывалась: асимптоты, возможность проведения касательных, выпуклость графика функции (не в локальном смысле: точки графика функции расположены ниже или выше хорды). Возникло желание восполнить этот пробел. Строгое обоснование указанных свойств основных элементарных функций потребовало рассмотрения понятия предела и непрерывности функции. Локальная теория предела и непрерывности функции в книге рассмотрена достаточно подробно. Вопрос о касательной к графику функции рассмотрен в связи с понятием производной. Выяснен содержательный смысл утверждения: «Касательная – это предельное положение секущей». Приведены доказательства «замечательных пределов», и на этой базе установлены производные основных элементарных функций, а также уравнения касательных к их графикам. Весь этот дополнительный материал изложен в пятой главе и используется также в последующих главах. Так как в книге рассматриваются только основные элементарные функции, то удалось обойтись без теорем дифференциального исчисления и их следствий, касающихся исследования функций с помощью производных.
Книга не заменяет школьный учебник «Алгебра и начала анализа». В ней не рассматриваются способы решения уравнений и неравенств, связанных с основными элементарными функциями, не рассмотрен ряд алгебраических вопросов. Это монография методического характера, подробно и доказательно рассматривающая материал, заявленный в её названии.
Отходя от общего описания книги целесообразно остановиться на ряде характерных моментов её содержания и инструментарии, позволившим справиться с трудностями доказательного изложения теории.
1) Рассмотрение рациональных чисел начинается с указания ряда их свойств (названых основными свойствами) играющих роль аксиом. Из основных свойств выводятся многочисленные следствия (в частности неравенство Бернулли: (1 + q)m > 1 + mq, q > -1, q ≠ 0, m = 2, 3, … и утверждение о том, что неотрицательное число, не превосходящее любого положительного, есть ноль). Таким образом, для вводимых позже действительных чисел необходимо установить только основные свойства, и тогда все свойства рациональных чисел оказываются справедливыми и для действительных.
2) Из основных свойств следует архимедово свойство рациональных чисел, которое может быть выражено в форме:
Для произвольных положительных рациональных чисел ρ и r существует натуральное число n, что 10nρ > r или .
Это показывает, что величина может быть сделана меньше любого положительного числа за счет выбора достаточно больших значений n.
Архимедово свойство рациональных чисел и аксиома Архимеда (Евдокса) для отрезков позволяют доказать, что при разложении рационального числа в бесконечную десятичную дробь (например, с помощью алгоритма деления «столбиком») и при измерении отрезков «девятка» в периоде появится не может. Это является одним из пунктов мотивации определения действительного числа в виде бесконечной десятичной дроби без «девятки» в периоде. Действительное число , где - некоторая цифра от нуля до «9».
3) Каждому действительному числу сопоставляются два множества «примыкающих» конечных десятичных дробей – десятичных приближений «по недостатку» и «по избытку»: и , где .
Последовательность оказывается неубывающей, а - невозрастающей и при этом для произвольных Множества и играют важную роль во многих доказательствах книги. Так в доказательстве теоремы о нижней грани, множества ограниченного снизу, строится бесконечная десятичная дробь такая, что для любого является нижней границей, а таковой не является. Оказывается, что такая дробь не имеет «девятки» в периоде, т.е. является действительным числом и кроме того наибольшей нижней границей – нижней гранью.
4) Множества действительных чисел X = {x} и Y = {y} называются последовательно расположенными (XлевееY) если для любых их элементов выполняется соотношение .
Показывается, что для последовательно расположенных множеств действительных чисел всегда существует разделяющее число (обозначаемое, например, «c»), такое что .[2] Этот факт естественно принять за основное выражение свойства непрерывности множества действительных чисел. Для множества рациональных чисел свойство непрерывности не имеет места (приводится пример).
Доказывается, что критерием единственности разделяющего числа двух последовательно расположенных множеств является существование сколь угодно близких элементов этих множеств (сначала это доказывается для последовательно расположенных множеств рациональных чисел, так как арифметические операции над действительными числами ещё предстоит определить).
5) Очень важную роль в доказательствах книги играет почти очевидная Лемма о разделяющем числе. Если X = {x} и Y = {y} последовательно расположены, U(u) и V(v) их подмножества () и у множеств U и V разделяющее число «c» единственно, то это число является также единственным разделяющим числом множеств X и Y.
Так сумма действительных чисел и и их произведение (если и неотрицательны) естественно определяются как разделяющие числа множеств и или и , если эти разделяющие числа единственны (в случае произведения - неотрицательны). Стесняетесь спросить как мужчине продлить полосовой акт, достаточно зайти на сайт и можно познакомиться с подробной информацией по этому вопросу. Здесь рациональные числа не превосходящие a и b, соответственно, а не меньшие чем a и b.
На основании леммы эти общие определения могут быть заменены, используются разделяющие числа множеств или . Это позволяет легко доказать единственность разделяющего числа, а также свойства ассоциативности и дистрибутивности арифметических операций (коммутативность такого метода не требует). В итоге устанавливается, что действительные числа удовлетворяют всем основным соотношениям для рациональных чисел; следовательно, все свойства рациональных чисел распространяются и на действительные числа.
6) При изучении степенной функции с натуральным показателем на множестве трудным местом является доказательство установления её множества значений. Корень уравнения , где b произвольное положительное действительное число, ищется следующим образом. Строится бесконечная десятичная дробь , такая что Число – единственное разделяющее число множеств По построению число b является разделяющим числом множеств , но таким числом является и xn. Единственность разделяющего числа устанавливается на основе формулы разложения для zn-yn. Показывается, что Таким образом xn=b. Далее устанавливается, что дробь не имеет «девятки» в периоде. Следовательно
7) Показательная функция на множестве рациональных чисел ar, является монотонно возрастающей при a > 1 и монотонно убывающей при
0 < a < 1. Значение axдля действительного числа естественно определить как разделяющее число множеств произвольные рациональные приближения к x по недостатку и по избытку, если разделяющее число единственно. По лемме о разделяющем числе вместо множеств можно рассматривать множества Единственность разделяющего числа устанавливается на основе следствий неравенства Бернулли: Или если и n– натуральное число: и
Эти же оценки используются для доказательства свойств степеней с действительным показателем и установления множества значений показательной функции.
8) Длина дуги окружности может быть определена как единственное разделяющее число множеств длин вписанных и описанных ломаных в эту дугу. Дроблению дуги окружности на части соответствуют определенные вписанная и описанная ломаные: концы дуги и точки дробления являются концами и вершинами вписанной ломаной, а для описанной ломаной эти точки являются концами и точками касания.
Используются обозначения Λ и Τ для длин вписанной и описанной ломаных, отвечающих некоторому дроблению дуги окружности; Λ1 и Τ1 - соответствующие длины ломаных после дополнительного дробления всех частичных дуг пополам; Λk и Τk- длины ломаных после k-кратного дробления частичных дуг пополам. Доказательство существования длины дуги окружности, выражение длины дуги через предел последовательности, обоснование свойства аддитивности длины, введение радианной меры угла базируются на оценке: . Используется также лемма о разделяющем числе, а для вывода оценки дополнительно предполагается, что наибольшая из частичных дуг первоначального дробления не превышает шестой части окружности, что автоматически выполняется , если, например, в качестве Λ и Τ взять Λ3 и Τ3.
[1] Школьное изложение геометрии в основном строится дедуктивно, а школьные учебники геометрии часто являются проекцией вузовских учебников тех же авторов.
[2] Автор является последователем Н.Я. Виленкина в использовании понятия разделяющего числа.