Продолжаем публикацию пособия по книгоиздательству «От автора до читателя». Свои отзывы, вопросы, предложения присылайте на форум сайта или электронный адрес издательства ИКАР.
Глава 3. По одежке встречают
Как спроектировать книгу
У каждой книги есть свой особенный образ, который можно создать с помощью удачного дизайна. Именно от дизайна зависит внешность книги, то, как будет выглядеть ее обложка и внутреннее оформление. Иногда дизайн решает - захочет ли читатель взять книгу в руки, посмотреть, пролистать, а затем прочитать. Прежде всего, дизайн книги должен соответствовать ее содержанию. Художественное оформление – не самоцель, а лишь средство, чтобы дополнить и подчеркнуть содержание. Художественное оформление книги имеет свои особенности по сравнению с дизайном других видов полиграфической продукции. Книга служит для чтения, познания новой информации, она написана для того, чтобы донести какую-то мысль, и дизайн книги должен помогать в этом автору произведения. «По одежке встречают», - это утверждение относится не только к человеку, но и к книге. Полки магазинов буквально завалены книжной продукцией. Сделать, чтобы книгу заметили, поможет интересная, не похожая на другие, обложка. Даже если книга предназначена для внутреннего распространения, дарения, пиар-компании, у нее должно быть свое лицо, яркое и привлекательное. Поэтому перед дизайнером книги стоит сложная задача – раскрыть суть книги внешними средствами.
Перефразируя А.П.Чехова, можно сказать, что в книге все должно быть прекрасно – и «лицо», и «одежда», и душа, и мысли.
*По цене пачки сигарет
Очень показательна история мирового книжного издательства Penguin. Его основатель, Алан Лэйн, сделал ставку на идею дать читателю качественную литературу по цене пачки сигарет — и не проиграл. Более того, Penguin удалось привлечь к разработке макетов обложек дизайнеров мирового уровня, таких как Ян Чихольд и Ромек Марбер. Обложки для детективной серии Penguin Books, разработанные польским дизайнером, стали звездным часом и для издательства, и для британского книжного дизайна. В общей сложности он создал более семи десятков обложек.
Одни дизайнеры начинают с обложки, другие с внутреннего наполнения – разворота. Но в любом случае, сначала нужно ознакомиться с содержанием, вникнуть в суть книги, понять, о чем она, и выразить это графически, чтобы при взгляде на книгу человек заинтересовался и захотел ее прочесть.
Прежде, чем думать над оформлением, дизайнер должен узнать ответы на ряд вопросов о книге:
- к какому виду изданий она относится: учебная, научная, справочная, художественная, - то есть, каково ее основное функциональное назначение.
- на какое воздействие она рассчитана – развлечь, дать знания, научить конкретным навыкам,
- каковы особенности текста – состав (основной текст, приложения, элементы аппарата), структура (виды выделений, иллюстративная часть, выводы и заключения, таблицы) рубрикация,
- какой способ чтения выберет читатель - сплошной, выборочный, справочный.
- для какой аудитории предназначена книга - возраст, образование, интересы,.
Как и в любой сфере дизайна, продумывая оформление книги, нужно опираться на классические законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение. Композиция - это своего рода связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму. Если следовать этим законам, композиция книги станет единым целым, не распадется. Должно присутствовать равновесие объектов изображения – баланс, но в свою очередь, должна существовать подчиненность центру, то есть объекту, который является главным. Для выделения такого элемента существует ряд отличительных приемов – форма, четкость, цвет, освещение.
Известный европейский типограф Ян Чихольд (1902—1974) начинал с разрушения устаревших понятий в книжном дизайне и затем создал свои каноны мастерства. Его идеи оказали огромное влияние на полиграфию и издательское дело во всем мире. Он оформил огромное количество швейцарских и английских изданий. Ян Чихольд сформировал свою систему подхода к оформлению книги:
«Работа художника книги очень отличается от работы художника-графика. Если последний постоянно ищет новые изобразительные средства, чтобы выразить свою индивидуальность, то художник-оформитель должен верно и тактично служить слову, не допускать, чтобы форма типографики довлела над текстом или искажала его восприятие. Работа графика отвечает требованиям дня и редко живет долго (исключение составляют собрания графики), книга же должна быть долговечна. Цель графика — самовыражение, а задача художника книги, осознающего свою ответственность и долг, — самоустранение. Видеочат рулетка для взрослых с девушками 18 которые показывают свое секс видео онлайн из своего дома. Эротический Видеочат бесплатно и без регистрации с красивыми русскими девушками. Тому, кто хочет «выразить дух своего времени» или «создать что-то новое», не стоит работать в области книги. В книжной типографике ничего нового, в строгом смысле этого слова, быть не может».
Самый значительный графичный элемент, составляющий дизайн книги, – это, конечно, обложка. Можно сказать, что это лицо книги, на которое смотрят в первую очередь, над ней и приходится работать более обдуманно и детально. В соответствии с обложкой оформляются и другие элементы книги – внутреннее наполнение, в которое входят: форзац, титульный лист, разворот книги, часто используются разделители глав – шмуцтитулы, то есть своего рода титульные листы к каждой главе.
Хорошо оформленная книга – это книга с хорошо продуманной композицией, то есть таким построением всего оформления и его отдельных элементов, которое создает внутреннее единство оформления как художественно-полиграфического произведения искусства. Она складывается из компонентов полиграфического набора (литер, пробельных материалов и др.).
Главной составляющей художественной формы издания является макет - своего рода проект книги.
Макет - это модель оформления будущего издания, содержащая эскизы оформительских элементов, вплоть до композиции каждой полосы и разворота.
Особенно важен принципиальный макет художественного оформления, в котором наряду с эскизами внешнего оформления имеются размеченные для типографского набора эскизы важнейших для оформления полос - титульный лист, шмуцтитулы, спусковые и концевые полосы, типовые полосы с иллюстрациями, с заголовками различной соподчиненности, сносками и так далее.
Макет определяет формат полосы, используемые кегли и начертания шрифтов, отбивки между наборными элементами, оформление оглавления, вспомогательных указателей, затекстовых комментариев и примечаний, выходных сведений.
Важнейшим исходным моментом в процессе макетирования книги является выбор ее формата, который во многом зависит от функциональных условий (карманное издание, кабинетная книга, настольный справочник и т.д.) и возможностей типографии, в которой размещен заказ. Помимо формата есть множество других компонентов, формирующих книгу как единое целое:
• текстура и тон бумаги, на которой печатается книга;
• шрифт, используемый для основного и вспомогательных текстов;
• пропорции самого издания и наборной полосы;
• соотношение полей книжной страницы;
• конфигурация текстового набора;
• формат строки;
• межбуквенные, межсловные и междустрочные интервалы;
• средства зрительного расчленения текста (абзацные отступы, втяжки, отбивки, инициалы (буквицы), шрифтовые и цветовые выделения, элементы рубрикации, маргиналии);
• колонцифры, колонтитулы, колонлинейки;
• иллюстрации.
Каждое издание - это сложное сочетание элементов, различных по замыслу, назначению и своему зрительному облику. Поэтому дизайнеру книги требуется воображение, гармоническое восприятие зрительных образов, восприятие печатного слова как средства коммуникации, хорошее знание полиграфических процессов.
(Продолжение следует)