Группа Вконтакте Одноклассники Страница в Livejournal
тел.: (495)777-30-39,
(495)978-35-99
ikar_publisher@rambler.ru

25 лет вместе с Вами!
с 1997 года

Новости
От автора до читателя (продолжение)

Продолжаем публикацию пособия по книгоиздательству «От автора до читателя». Свои отзывы, вопросы, предложения присылайте на форум сайта или электронный адрес издательства ИКАР. 

Глава 4. Товар лицом
 
Обложка и переплет
 
Как показали исследования, в среднем покупатели тратят на знакомство с книгой 8-10 секунд. Поэтому трудно переоценить роль обложки в этом кратком знакомстве. 15 - рассматривая заднюю. Второго шанса произвести первое впечатление у книги уже не представится. Если обложка привлекла внимание, покупатель начинает листать книгу, а потом возникает желание ее купить.
Сейчас торговая сеть может не взять издание на реализацию, если сочтет обложку «непродаваемой». Иногда для отказа бывает достаточно первого впечатления: четкого критерия нет, но книга просто «не смотрится».
По словам книготорговцев, когда компания заинтересована в продвижении новинки, она выбирает обложку вместе с издателем.
Выкладывая продукцию, маркетологи в книжных магазинах учитывают, что если на полке стоят только яркие цветные книжки, то между ними надо поставить что-то совершенно непохожее – например, белую или черную книжку.
 
Не просто крышка
 
Обложка — это четырехстраничная бумажная покрышка издания, которая предохраняет издание от внешних воздействий, сообщает о нем основные данные и служит элементом внешнего художественного оформления.
Книга без обложки – это еще не законченный продукт. Для того чтобы понять ее содержание и назначение, не обязательно раскрывать и листать книгу. С первого взгляда должно быть ясно, какая это книга - художественная, научная, учебная или справочная. С помощью оформительских средств можно значительно усилить воздействие книги на человека. Для качественного оформления внешних элементов книги, таких как суперобложка, обложка, форзац, дизайнер должен иметь представление об интересах ее потенциальных читателей, особенностях разных читательских групп, условиях, в которых происходит знакомство человека с книгой, и, конечно, он должен знать содержание самой книги и цель ее издания.
 
Каждый вид литературы имеет особенности и по содержанию, и по форме. Задача любого специалиста, принимающего участие в создании книги, заключается в том, чтобы сделать содержание книги как можно более доступным для читателя. «Коэффициент полезного действия» книги в очень большой степени зависит от дизайнера. Какими средствами может пользоваться дизайнер при оформлении внешних элементов книги, таких как суперобложка, обложка, форзац?
Главными компонентами содержания книги являются ее основные тема и идея. Книга всегда является носителем идей, поэтому дизайнер должен стремиться к их осознанию, чтобы потом передать читателю свой опыт общения с книгой. Однако здесь возникают некоторые сложности. Не каждую тему можно выразить в образной форме. Особенно часто эта проблема встречается при оформлении научной литературы. В данном случае дизайнер должен выразить не столько содержание произведения или научного труда, сколько его дух и общее направление. В художественной литературе дизайнер может дать читателю представление о содержании произведения более полно. Однако до конца выразить тему произведения средствами дизайна нельзя. На переплете или обложке можно лишь дать обобщенную его характеристику, подтолкнуть читателя к пониманию самых существенных сторон произведения.
Обложки, суперобложки, форзацы можно разделить по принципу преобладания того или иного изобразительного элемента, среди которых выделается пять групп:
- шрифт;
- орнамент или непредметно-­декоративное оформление;
- предметно­-тематическое изображение;
- символическое или эмблематическое изображение;
- сюжетно­-тематическое изображение.
Негласные законы оформления книг давно установлены. Дизайн обложки в первую очередь зависит от жанра. Рыцарь на коне, волшебный замок или дракон - на обложке фэнтези, человек с пистолетом – боевик или детектив, молодая пара среди пальм или на фоне моря – любовный роман.
Однотипно оформляются не только книги одного жанра, но и издания, входящие в одну серию, или книги одного автора.
 Обычным материалом для обложки долгое время являлась бумага, более плотная (в полтора-два раза), чем листы книжного блока, но все же недостаточно прочная. Развитие химии позволило создать новые, более прочные материалы для обложки, в которых бумага представляет собой лишь основу. Важнейший из них — бумага, покрытая с одной или с двух сторон прозрачным полимером. Этот материал не только гораздо прочнее обычной бумаги, но и заметно отличается от нее по внешнему виду и оформительским качествам. Прочность чисто бумажной обложки может быть увеличена также припрессовкой к ней прозрачной синтетической пленки или лакировкой. Разработаны и более прочные клеи для скрепления обложки с книжным блоком. Прочность издания в обложке зависит и от способа ее скрепления с книжным блоком, причем сама конструкция обложки может несколько усложняться.
 
* В бархат, золото и жемчуг
Вплоть до конца XVII века крышки переплетов изготавливались только из дерева, переплетные доски обрезались вровень с книжным блоком и прикреплялись к нему с помощью кожаных ремней, к которым подшивались книжные тетради. С внешней стороны доски обтягивались кожей, которая загибалась внутрь. Каждый ремень последовательно пропускался через сделанные в досках переплета пропилы. Форзаца в древнерусской книге не было, внутреннюю часть переплетных крышек обклеивали, как правило, пергаменом. В зависимости от целевого назначения рукописных книг их переплеты разделялись на окладные и обиходные.
Окладные переплеты были украшены декоративным металлическим покрытием, выполненным из серебра, золота, золоченой или серебряной меди. Составляющими украшения оклада были чеканка, скань (напаянный на переплетную крышку ажурный узор из тонкой гладкой или витой проволоки), эмаль, чернь, драгоценные камни, жемчуг и т.п. В качестве фона под оклад применялись дорогие ткани - парча, бархат, атлас или тонко выделанная кожа.
 
Выпуск издания в обложке производственно гораздо проще и может быть осуществлен гораздо быстрее, чем в переплете. Кроме того, обложка дешевле переплета. Поэтому выпуск изданий в обложке расширяется.
В бумажной обложке выпускаются, главным образом, издания, рассчитанные на краткий или средний срок пользования, на пользование от случая к случаю, а также многие издания небольшого объема (при выпуске в переплете их цена значительно увеличивается).
В обложке из более прочных материалов выпускаются и издания большего объема, предназначенные для длительного пользования.
Книжный переплет состоит из двух прочных, обычно твердых крышек (передней и задней) и корешка, в которые заключаются (вклеиваются) сброшюрованные листы книги. Необходимым элементом книги в переплете являются форзацы - сложенные пополам листы плотной бумаги, приклеиваемые впереди и сзади книги к крайней тетради книжного блока и внутренней стороне переплетной крышки, служащие средством скрепления книги и элементом ее художественного оформления. Кроме того, переплетенная книга, как правило, имеет каптал - хлопчатобумажную или шелковую тесьму с утолщенной кромкой, прикрепляемую к корешку книжного блока с целью наиболее прочного скрепления листов книги, а также ее украшения.

 
Хранить и защищать
 
Переплет – это крышка из какого-нибудь твердого материала (преимущественно из картона, обтянутого кожей или оклеенного бумагой, тканью), в которую заключают, переплетают книгу.
Переплет предназначен для скрепления листов книги воедино, защиты книжного блока от повреждений и воздействия времени. Защитная функция переплета является основной и наиболее ранней по времени возникновения. Однако, являясь по существу «одеждой» книги, переплет, также как обложка, становится и элементом ее художественного оформления, своеобразным средством характеристики книги, несет на себе отпечаток эпохи, существующих социальных отношений, определенного художественного стиля. С развитием книгопроизводства и книжной культуры формируются эстетическая и информативная функции переплета.
 
Переплет прочнее обложки, но прочность различных его типов опять-таки зависит от материала и особенностей конструкции. Переплет, или переплетная крышка, имеет более сложную конструкцию, чем обложка. Обычно крышка состоит из нескольких деталей: двух сторонок, корешка, наружного материала для оклейки сторонок (или всей крышки) и отстава — полоски плотной бумаги или тонкого картона, которая наклеивается на корешок крышки с оборотной стороны (отстав увеличивает прочность и упругость корешка); В Беларуси продать недвижимость в Гродно без посредников переплетная крышка может быть и цельной, то есть состоять из одной детали, но такие крышки имеют лишь очень ограниченное применение.
 
В России  обложки и переплеты стандартизированы. По ГОСТу они  разделены на четыре типа в зависимости от способа их скрепления с книжным блоком; переплетные крышки разделены на пять типов в зависимости от их конструкции. 

В издательской и типографской документации необходима полная, включающая все особенности характеристика обложки или переплетной крышки для каждого конкретного издания.  В ГОСТе каждому элементу характеристики присвоено условное цифровое обозначение.
 

 
Прочность на разрыв
 
Виды переплетных материалов
 Покровные переплетные материалы, являясь существенной частью полиграфической продукции, помимо эстетической функции должны еще и защищать блоки от повреждений. Исходя из этой задачи, формируется ряд требований к современным переплетам: механическая прочность на разрыв, надрыв, истирание, многократное изгибание, жесткость в допустимых пределах, отсутствие скручивания при нанесении клея и т.д. Полимерное покрытие материалов должно быть эластичным, прочно удерживаться на основе, не слипаться и не ломаться на сгибах при многократном открытии книги. При этом важно, чтобы поверхность материалов хорошо воспринимала разные типы красок и тиснение фольгой, а также имела высокую светостойкость.
В соответствии с приоритетами в расстановке этих критериев подбирается материал для изготовления переплета.
На бумажной основе. Наиболее известным переплетным материалом на бумажной основе является бумвинил - бумажная основа с односторонним поливинилхлоридным покрытием. Ассортимент материала формируется на основе комбинации цветовых оттенков, видов тиснения и нанесенного печатного рисунка. Состав полимерного слоя позволяет использовать современные технологии для отделки изделий: конгревное и бинтовое тиснение, тиснение фольгой, нанесение красочного слоя методом шелкографии. Бумвинил используется для переплетов книг, ежедневников, фотоальбомов, удостоверений личности, документов, папок-меню, телефонных книг, папок для отделки подарочных упаковочных коробок и т.д.

На основе хлопчатобумажной ткани. Покровные материалы на тканевой основе бывают как с открытой ткацкой фактурой, так и с нанесенным на поверхность покровным слоем.
К первому виду имеет отношение такой переплетный материал, как коленкор. Коленкор представляет собой хлопчатобумажную ткань, на обе стороны которой нанесено крахмально-каолиновое покрытие с добавками различных полимеров или без добавок. Изобретенный в Англии в 1825 году, коленкор уже с 40-х годов XIX века приобрел широкую известность в русском переплетном деле, практически вытеснив из пользования все другие покровные материалы. Использование коленкора позволило изготавливать крепкие, недорогие и красивые переплеты, различные по цвету, характеру и способу отделки. С равным успехом его использовали для изготовления как цельных, так и составных переплетов (в сочетании с кожей или бумагой), как дешевой массовой книги, так и богатых, дорогих подарочных и библиофильских изданий. Сегодня коленкор употребляется при производстве переплетных крышек для широкого ассортимента печатной продукции. Допустима отделка тиснением фольгой или печатными красками.
Второе семейство переплетных материалов на тканевой основе представляет ледерин. Возникнувший еще в начале ХХ века, ледерин представляет собой хлопчатобумажную ткань, на лицевую сторону которой нанесена цветная пленка, содержащая наполнители и
пигменты. Материал может издаваться с тисненым рисунком, с лицевым лаковым покрытием. Он имеет высокие показатели прочности на изгиб и истирание, хорошо подходит для тиснения фольгой, печати трафаретными красками. Широко применяется для изготовления удостоверений, папок.

Материалы из натуральной кожи. Переплетные материалы из натуральной кожи на нынешний день являются, наверно, самым дорогим видом переплетов, потому применяются только для редких, эксклюзивных изданий.
Материалы из искусственной кожи. Спектр переплетных материалов из искусственной кожи необыкновенно широк.
 
Семь раз отмерь!
 
Оформление обложки часто представляют в виде файла или комплекта цветоделенных фотоформ, если же цветоделение было выполнено вручную, то в виде изображения на плотной бумаге с прозрачным покрытием, содержащим инструкции или дополнительные детали.
Работы над обложками (суперобложками) с помощью настольных издательских систем - НИС (электронных систем набора, верстки и обработки иллюстраций с использованием компьютеров) эффективнее и быстрее, чем ручные работы, поскольку НИС дают возможность получить завершенные или близкие к завершенным файлы или фотоформы, требующие минимальных затрат для их подготовки в печать.
 
Независимо от способа подготовки оригиналов и технологии изготовления фотоформы на обложке должно быть предусмотрено место для штрих-кода.
Прежде чем будет получено окончательное изображение обложки, переплетной крышки или суперобложки, представляется предварительный набросок, который может быть в самом общем виде для определения композиции, а может быть и уже проработанным решением, включающем определение цветовой гаммы, шрифтового оформления и композицию разворота. В последнем случае необходимо учитывать следующие обстоятельства:
-  необходимо иметь в виду возможность изменения размеров в последующем, если окончательные размеры книги еще не определены;
-  необходимо учитывать неизбежные потери в яркости красок при полиграфическом воспроизводстве оригинала;
-  всегда существует опасность, что использованный в оригинале цвет не будет воспроизведен точно;
-  если в наброске используются чистые зеленый, пурпурный и розово-лиловый цвета, необходимо учесть, что они трудно воспроизводимы;
- тонкие или маленького размера буквы дополнительного цвета на фоне одного из четырех основных цветов будут восприняты неадекватно.
 
Суперобложки не должны включать выходные данные, выполненные вывороткой по отношению к цветной иллюстрации. Для надписи и рамки лучше использовать не более двух цветов из четырех основных;
-   золотое или серебряное тиснение, а также рельефные эффекты могут оказаться весьма выигрышными, но без пробных оттисков нельзя сказать точно, как это будет выглядеть при печати тиража.
Лишь после утверждения представленного художником эскиза формируется окончательное изображение обложки, переплетной крышки или суперобложки.
 (Продолжение следует)




Политика конфиденциальности