Продолжаем публикацию пособия по книгоиздательству «От автора до читателя». Свои отзывы, вопросы, предложения присылайте на форум сайта или электронный адрес издательства ИКАР.
Глава 5. Между деловитостью и романтикой
Какой шрифт выбрать?
Шрифт – это ассортимент наборных материалов (печатающих и пробельных), применяемых в типографиях. В узком смысле шрифт – это комплект литер определенного алфавита с относящимися к ним знаками препинания и цифрами. В это понятие входят комплекты разных начертаний и разных кеглей. Шрифт - один из основных изобразительных элементов печатного издания.
*Алфавит бывает разный
Алфавит – это графическая форма системы буквенно-звукового письма. Слово «алфавит» происходит из названий первых двух букв греческого алфавита – альфа и бета. Именно греки способствовали распространению алфавитного письма в большинстве Пока купить квартиру в италии недорого местные цены все еще позволяют. стран мира. Но первый алфавит был создан финикийцами в XI веке до нашей эры, греческий – в VIII-VII вв. до н.э, латинский – в III веке до н.э. Славянскую письменность ввели просветители Кирилл и Мефодий в IX веке новой эры. Сегодня на земле существуют многие десятки алфавитов, разнообразных по внешнему виду и историческому происхождению, а также по степени соответствия идеалу – принципу однозначного соответствия между буквой и звуком. Как и латинский, большинство алфавитов насчитывают от 20 до 30 букв. Но есть и другие примеры. Так, адаптация латинского алфавита к гавайскому языку насчитывает лишь 12 букв, а сингальский, используемый в государстве Шри-Ланка, или некоторые алфавиты северокавказских языков, содержат 50 и более знаков.
Каждый шрифт имеет индивидуальный облик, который делает его в большей или меньшей степени подходящим для данной публикации. Один и тот же текст разного начертания производит на читателя разное впечатление. Можно сказать, что каждый шрифт имеет свой стиль: один можно назвать деловым, второй – романтическим, третий – элегантным, четвертый – замысловатым. Общий стиль шрифта, то есть, начертание его элементов, должно гармонировать с текстом. Выбор шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. На выбор шрифта влияет эстетика шрифта, «настроение» и смысл текста, возраст и социальный статус аудитории. Не надо гнаться за «красивостями». Следует помнить, что некоторые шрифты из-за своей вычурности, сложности рисунка, декоративности только утомляют глаз и совсем не украшают книгу.
В научно-популярном издании уместны одни шрифты, в художественном – другие. Прежде всего надо определиться с гарнитурой.
Помните, что внешний вид вашей книги зависит от количества начертаний и формы шрифта!
Гарнитура шрифта - это комплект шрифтов различных размеров, начертаний и плотности, но одинаковых по характеру рисунка. Каждая гарнитура имеет исторически сложившееся название, характеризующая назначение шрифта или названная по фамилии художника.
Группы шрифтов по назначению:
- Книжные гарнитуры:Академическая, Литературная, Журнальная Рубленая, Банниковская, Байконур, Балтика, Хоменко, Лазурского, Тип Таймс, Тип Бодони, Мысль.
- Журнальные гарнитуры:Журнальная рубленая, Журнальная, Баченаса, Балтика, Бажановская, Титульная, Кузаняна, Пискаревская.
- Гарнитуры для словарей и справочников:Кудряшевская энциклопедическая, Кудряшевская словарная.
- Детские гарнитуры:Школьная, Букварная.
Некоторые шрифты, конечно, подходят для выполнения многих задач. У других более ограниченное применение. Но все-таки надо помнить, что универсальных шрифтов не существует! Мнимую универсальность придает им или элементарная шрифтовая бедность, или отношение к ним как к обычным носителям информации. Нельзя, например, использовать в наборе стихотворных произведений шрифты, предназначенные для набора газет или словарей, а в газетах или словарях - шрифты для набора монографий по искусству или академических изданий.
Вот такой высоты, вот такой ширины
Кегль – основной размер, характеризующий шрифт, то есть размер литер, шпаций и других наборных материалов, измеряемый в направлении высоты полосы набора.
Если рассматривать отдельную литеру, то кегль – это расстояние между ее передней (сигнатурной) и задней стенками. Кегль всегда измеряют в типографской системе мер: в пунктах – для текстовых шрифтов и мелких пробельных материалов (шпации, квадраты, шпоны и реглеты), в квадратах – для крупных афишно-плакатных шрифтов и крупных материалов (бабашки, марзаны).
Единицы типографской системы мер и их соотношение с единицами метрической системы
В полиграфии наряду с метрической используется типографская система измерений. Эта система была разработана в 1785 г. французом Дидо, поэтому и систему измерений часто называют системой Дидо. В основу типографской системы положен французский дюйм, так как во время ее разработки еще не была принята метрическая система. Впоследствии попытка привести типографскую систему измерений в соответствие с метрической не увенчалась успехом, так как, во-первых, для этого пришлось бы заменить все наборные материалы и часть деталей в печатных машинах, а во-вторых, проблематично, потому что самая мелкая единица метрической системы (миллиметр) слишком крупна для типографских измерений.
Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (1 п.), равный 1/72 французского дюйма, 1 цицеро (1 циц.), содержащее 12 п., и 1 квадрат (1 кв.), содержащий 4 циц. или 48 п.
1 п. = 1/2660 м = 0,3759 мм ≈ 0,376 мм;
1 циц. = 4,512 мм ≈ 4,5 мм;
1 кв. = 18,048 мм ≈ 18 мм.
При компьютерном наборе используется англо-американский типографский пункт (point), равный 0,3528 мм. Для перевода англо-американской системы измерений в типографскую пользуются соотношением: 1 points=0,9348 п.; 1 п.=1,0697 points. Более крупная единица 1 пика (pica) равна 12 п. (&asymp4,22 мм).
Единицы типографской системы мер применяемые для обозначения кегля
В типографской практике размеры шрифта по кеглю обозначают числом пунктов или соответствующей единицей типографской системы мер, содержащей данное число пунктов.
При наборе текстов, таблиц, формул наиболее широко применяют шрифты следующих кеглей:
Цицеро — кегль 12 п.
*Именно шрифтом этого размера (цицеро) некогда впервые были набраны знаменитые речи Цицерона, и он рекомендован как один из наиболее удобочитаемых.
Корпус — кегль 10 п.
Боргес (гражданский) — кегль 9 п.
Петит (маленький) — кегль 8 п.
Нонпарель (несравненный) — кегль 6 п.
Значительно реже (лишь в специальных видах изданий или для заголовков) применяют следующие шрифты (по кеглю):
Бриллиант (четверть цицеро) — кегль 3 п.
Диамант (полупетит) — кегль 4 п.
Перл (жемчуг) — кегль 5 п.
Миньон (любимый) — кегль 7 п.
Миттель (средний) — кегль 14 п.
Терция (одна треть квадрата) — кегль 16 п.
Текст — кегль 20 п.
Шрифтом этого размера (текст) был набран текст библии Гутенберга, одной из первых печатных книг.
Толстый и тонкий, прямой и наклонный
Шрифты одной гарнитуры могут иметь самые различные начертания, их разделяют:
- по наклону очка - прямые, курсивные и наклонные начертания (курсив в определенной степени имитирует рукописный шрифт, наклонный шрифт повторяет рисунок прямого, но с наклоном основных штрихов). У шрифтов курсивного и наклонного начертания основные штрихи наклонены вправо примерно на 15%;
- по плотности очка - нормальное, узкое, сверхузкое, широкое и сверхширокое начертания (например, для кг. 10 п. плотность нормальных шрифтов - 60-80, узких - 45-60, сверхузких - менее 45, широких - 85-105, сверхшироких - более 105%);
- по насыщенности шрифта - светлое, полужирное и жирное начертания (например, для шрифта кг. 10 п. насыщенность светлого шрифта - 23, полужирного - 23-34, жирного - более 34%).
Основной текст в книгах и журналах чаще всего набирают шрифтами прямого нормального светлого начертания, используя при этом другие начертания для выделений. Однако, имеются многочисленные исключения: так, в журнальной продукции часто многие статьи набирают полужирным шрифтом, в компактных изданиях используют узкие шрифты и т. д.
В книге желательно соблюдать единство оформления, т.е. использовать не слишком большое количество шрифтов и набирать весь текст одним кеглем! Иначе, например, если одно произведение в книге набрано кеглем 9 на 11, а другое - 8 на 10, то издание будет восприниматься как сборник надерганных из разных источников материалов.
Производственно-технико-технологические требования к шрифтам - это точность воспроизведения графики шрифта в разных видах печати - высокой, глубокой, плоской, механическая прочность и линейная точность шрифта как элемента печатной формы при получении оттисков в печатной машине.
Чай с булочками, или Чтобы глаза не уставали
Под гигиеническими требованиями к шрифту понимается его удобочитаемость. Исследования показали, что важно подбирать правильно и длину строки, и размеры пробелов между словами. Так, для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимы четкие, простые по рисунку шрифты 12-16 пунктов, для взрослого читателя - шрифты 8-10 пунктов, в справочных изданиях - кегль шрифта может быть снижен.
Под удобочитаемостью текстового шрифта понимается качество восприятия при чтении связного текста, набранного этим шрифтом. Удобочитаемость тесно связана с видимостью шрифта, однако понятие удобочитаемости шире понятия видимости, поскольку на удобочитаемость значительно влияют такие факторы, как психофизиологические особенности процесса чтения данного читателя, в частности степень его утомления, квалификация и профессия. Видимость же шрифта зависит лишь от качества самого рисунка шрифта и от особенностей зрения читателя.
Удобочитаемость шрифта зависит не только от рисунка и размера шрифта, но и от назначения издания, а также от целого ряда условий, связанных со спецификой оформления. Имеет значение также соотношения материала, расположенного на странице (длины строки, междустрочия, межбуквенных пробелов, характера верстки текста издания), цвет бумаги, цвета и способа печати.
Различают следующие основные признаки шрифта, влияющие на его удобочитаемость.
Характер контура буквы. Контур буквенных знаков, в зависимости от графических особенностей данной гарнитуры, может быть округлым или прямолинейным (при этом не исключается, что прямоугольные буквы иногда могут строиться с округлением контура, в то время как построение круглых элементов букв не всегда подчиняется кругу). Установлено, что буквы с округленным контуром читаются лучше прямолинейных. Это объясняется тем, что округленные буквы лучше выделяются из фона.
Другой признак контура букв — место соединения засечек со штрихами, которые могут быть как с закруглениями, так и без них. Незакругленные углы воспринимаются лучше, чем закругленные. Объясняется это тем, что такие углы являются различительными признаками, которые придают буквам наибольшую индивидуальную выраженность.
Соотношение между основным и соединительным штрихами (контраст штрихов). Гарнитуры шрифтов с выраженным контрастом штрихов наиболее удобочитаемы (например, банниковская гарнитура). Исключением являются случаи, когда контраст выражен слишком ярко и соединительный штрих становится чересчур тонким (например, в елизаветинской гарнитуре). Неконтрастный шрифт (например, в гротесках) лучше воспринимается только при чтении отдельных слов и выделений.
Особенности засечек. Засечки в шрифте заметно улучшают восприятие буквенного знака, даже если они слабо видимы. Слишком заметные засечки ухудшают восприятие буквы и буквенных сочетаний.
Пропорция сторон и плотность шрифта. Пропорция сторон (отношение ширины буквы к ее высоте) является одним из важных признаков гарнитуры, влияющих на удобочитаемость шрифта. Отношение сторон близкое к единице, с некоторым преобладанием вертикали является наиболее легким для зрительного восприятия (например, школьная гарнитура). Однако и плотный шрифт при определенном графическом решении букв и их сочетаний может быть удобочитаемым.
Внутрибуквенный просвет.Внутрибуквенный просвет — это фон буквы, заключенный в контур буквенного знака. Ширина внутрибуквенного просвета связана с толщиной штрихов. Чем больше внутрибуквенный просвет, тем лучше (при прочих равных условиях) читается буквенный знак.
Общая простота или сложность рисунка буквы. Простые рисунки букв читаются лучше сложных. Однако в этом случае также играет роль привычка к восприятию знака родного алфавита. Кроме того, при чтении имеет значение взаимная графическая обусловленность букв.
Удобочитаемость кеглей. Удобочитаемость различных кеглей шрифта определенной гарнитуры зависит от квалификации читателя, от его зрения, а также от длины строки и характера чтения (например, беглое — при чтении художественной литературы, медленное — при чтении научной книги). При этом следует различать удобочитаемость кеглей в связном тексте, в титульном или акцидентном наборе.
Вопрос об удобочитаемости кеглей в связном тексте достаточно хорошо изучен и подтвержден практикой. Наиболее удобочитаемым размером шрифта при связном тексте для взрослых квалифицированных читателей является размер в 10 пунктов. Однако, в зависимости от рисунка шрифта, для взрослых может быть вполне удобочитаемым текст в 9 или 8 пунктов.
Надо помнить, что есть особенности шрифта, затрудняющие чтение:
- текст, набранный прописными буквами, замедляет скорость чтения, а кроме того, занимает больше места;
- курсив читать труднее, чем прямое начертание;
- очень короткие строки, так же как и очень длинные, читать труднее;
- размер междусловных пробелов также влияет на удобочитаемость, рекомендуемая величина междусловного пробела от 1/2 до 3/4 кегля шрифта.
При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание характеристики бумаги. Например, романские шрифты «старого стиля» удачно сочетаются с грубой бумагой, а шрифты стиля «модерн» лучше смотрятся на гладкой или мелованной бумаге. Кроме того, на выбор шрифта влияет способ печати. Например, некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся офсетной печатью.
Чтобы просмотреть начертания знаков шрифта, а также его удобочитаемость, можно использовать фразу «Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю», которая содержит все буквы русского алфавита кроме "Ж". Именно эта фраза используется в панели управления Windows при предварительном просмотре шрифтов.
(Продолжение следует)