Группа Вконтакте Одноклассники Страница в Livejournal
тел.: (495)777-30-39,
(495)978-35-99
ikar_publisher@rambler.ru

25 лет вместе с Вами!
с 1997 года

Новости
От автора до читателя (продолжение)

Продолжаем публикацию пособия по книгоиздательству «От автора до читателя». Свои отзывы, вопросы, предложения присылайте на форум сайта или электронный адрес издательства ИКАР. 

Глава 5. Между деловитостью и романтикой
 
Какой шрифт выбрать?
 
Шрифт – это ассортимент наборных материалов (печатающих и пробельных), применяемых в типографиях. В узком смысле шрифт – это комплект литер определенного алфавита с относящимися к ним знаками препинания и цифрами. В это понятие входят комплекты разных начертаний и разных кеглей. Шрифт - один из основных изобразительных элементов печатного издания.
 
*Алфавит бывает разный
 Алфавит – это графическая форма системы буквенно-звукового письма. Слово «алфавит» происходит из названий первых двух букв греческого алфавита – альфа и бета. Именно греки способствовали распространению алфавитного письма в большинстве Пока купить квартиру в италии недорого местные цены все еще позволяют. стран мира. Но первый алфавит был создан финикийцами в XI веке до нашей эры, греческий – в VIII-VII вв. до н.э, латинский – в III веке до н.э. Славянскую письменность ввели просветители Кирилл и Мефодий в IX веке новой эры. Сегодня на земле существуют многие десятки алфавитов, разнообразных по внешнему виду и историческому происхождению, а также по степени соответствия идеалу – принципу однозначного соответствия между буквой и звуком. Как и латинский, большинство алфавитов насчитывают от 20 до 30 букв. Но есть и другие примеры. Так, адаптация латинского алфавита к гавайскому языку насчитывает лишь 12 букв, а сингальский, используемый в государстве Шри-Ланка, или некоторые алфавиты северокавказских языков, содержат 50 и более знаков.
 
Каждый шрифт имеет индивидуальный облик, который делает его в большей или меньшей степени подходящим для данной публикации. Один и тот же текст разного начертания производит на читателя разное впечатление. Можно сказать, что каждый шрифт имеет свой стиль: один можно назвать деловым, второй – романтическим, третий – элегантным, четвертый – замысловатым. Общий стиль шрифта, то есть, начертание его элементов, должно гармонировать с текстом. Выбор шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. На выбор шрифта влияет эстетика шрифта, «настроение» и смысл текста, возраст и социальный статус аудитории. Не надо гнаться за «красивостями». Следует помнить, что некоторые шрифты из-за своей вычурности, сложности рисунка, декоративности только утомляют глаз и совсем не украшают книгу.
В научно-популярном издании уместны одни шрифты, в художественном – другие. Прежде всего надо определиться с гарнитурой.
Помните, что внешний вид вашей книги зависит от количества начертаний и формы шрифта!
Гарнитура шрифта - это комплект шрифтов различных размеров, начертаний и плотности, но одинаковых по характеру рисунка. Каждая гарнитура имеет исторически сложившееся название, характеризующая назначение шрифта или названная по фамилии художника. 
Группы шрифтов по назначению:
- Книжные гарнитуры:Академическая, Литературная, Журнальная Рубленая, Банниковская, Байконур, Балтика, Хоменко, Лазурского, Тип Таймс, Тип Бодони, Мысль.
- Журнальные гарнитуры:Журнальная рубленая, Журнальная, Баченаса, Балтика, Бажановская, Титульная, Кузаняна, Пискаревская.
- Гарнитуры для словарей и справочников:Кудряшевская энциклопедическая, Кудряшевская словарная.
- Детские гарнитуры:Школьная, Букварная.
Некоторые шрифты, конечно, подходят для выполнения многих задач. У других более ограниченное применение. Но все-таки надо помнить, что универсальных шрифтов не существует! Мнимую универсальность придает им или элементарная шрифтовая бедность, или отношение к ним как к обычным носителям информации. Нельзя, например, использовать в наборе стихотворных произведений шрифты, предназначенные для набора газет или словарей, а в газетах или словарях - шрифты для набора монографий по искусству или академических изданий.
 
Вот такой высоты, вот такой ширины
 
Кегль – основной размер, характеризующий шрифт, то есть размер литер, шпаций и других наборных материалов, измеряемый в направлении высоты полосы набора.
Если рассматривать отдельную литеру, то кегль – это расстояние между ее передней (сигнатурной) и задней стенками. Кегль всегда измеряют в типографской системе мер: в пунктах – для текстовых шрифтов и мелких пробельных материалов (шпации, квадраты, шпоны и реглеты), в квадратах – для крупных афишно-плакатных шрифтов и крупных материалов (бабашки, марзаны). 
 
Единицы типографской системы мер и их соотношение с единицами метрической системы
 
В полиграфии наряду с метрической используется типографская система измерений. Эта система была разработана в 1785 г. французом Дидо, поэтому и систему измерений часто называют системой Дидо. В основу типографской системы положен французский дюйм, так как во время ее разработки еще не была принята метрическая система. Впоследствии попытка привести типографскую систему измерений в соответствие с метрической не увенчалась успехом, так как, во-первых, для этого пришлось бы заменить все наборные материалы и часть деталей в печатных машинах, а во-вторых, проблематично, потому что самая мелкая единица метрической системы (миллиметр) слишком крупна для типографских измерений.
Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (1 п.), равный 1/72 французского дюйма, 1 цицеро (1 циц.), содержащее 12 п., и 1 квадрат (1 кв.), содержащий 4 циц. или 48 п.
1 п. = 1/2660 м = 0,3759 мм ≈ 0,376 мм;
1 циц. = 4,512 мм ≈ 4,5 мм;
1 кв. = 18,048 мм ≈ 18 мм.
 
При компьютерном наборе используется англо-американский типографский пункт (point), равный 0,3528 мм. Для перевода англо-американской системы измерений в типографскую пользуются соотношением: 1 points=0,9348 п.; 1 п.=1,0697 points. Более крупная единица 1 пика (pica) равна 12 п. (&asymp4,22 мм).
 
Единицы типографской системы мер применяемые для обозначения кегля
 
В типографской практике размеры шрифта по кеглю обозначают числом пунктов или соответствующей единицей типографской системы мер, содержащей данное число пунктов.
При наборе текстов, таблиц, формул наиболее широко применяют шрифты следующих кеглей:
Цицеро — кегль 12 п.
 
*Именно шрифтом этого размера (цицеро) некогда впервые были набраны знаменитые речи Цицерона, и он рекомендован как один из наиболее удобочитаемых.
 
Корпус — кегль 10 п.
Боргес (гражданский) — кегль 9 п.
Петит (маленький) — кегль 8 п.
Нонпарель (несравненный) — кегль 6 п.
Значительно реже (лишь в специальных видах изданий или для заголовков) применяют следующие шрифты (по кеглю):
Бриллиант (четверть цицеро) — кегль 3 п.
Диамант (полупетит) — кегль 4 п.
Перл (жемчуг) — кегль 5 п.
Миньон (любимый) — кегль 7 п.
Миттель (средний) — кегль 14 п.
Терция (одна треть квадрата) — кегль 16 п.
Текст — кегль 20 п.
 
Шрифтом этого размера (текст) был набран текст библии Гутенберга, одной из первых печатных книг.
 
Толстый и тонкий, прямой и наклонный
 
Шрифты одной гарнитуры могут иметь самые различные начертания, их разделяют:

-   по наклону очка - прямые, курсивные и наклонные начертания (курсив в определенной степени имитирует рукописный шрифт, наклонный шрифт повторяет рисунок прямого, но с наклоном основных штрихов). У шрифтов курсивного и наклонного начертания основные штрихи наклонены вправо примерно на 15%;

 -  по плотности очка - нормальное, узкое, сверхузкое, широкое и сверхширокое начертания (например, для кг. 10 п. плотность нормальных шрифтов - 60-80, узких - 45-60, сверхузких - менее 45, широких - 85-105, сверхшироких - более 105%);

  - по насыщенности шрифта - светлое, полужирное и жирное начертания (например, для шрифта кг. 10 п. насыщенность светлого шрифта - 23, полужирного - 23-34, жирного - более 34%).

  Основной текст в книгах и журналах чаще всего набирают шрифтами прямого нормального светлого начертания, используя при этом другие начертания для выделений. Однако, имеются многочисленные исключения: так, в журнальной продукции часто многие статьи набирают полужирным шрифтом, в компактных изданиях используют узкие шрифты и т. д.
В книге желательно соблюдать единство оформления, т.е. использовать не слишком большое количество шрифтов и набирать весь текст одним кеглем! Иначе, например, если одно произведение в книге набрано кеглем 9 на 11, а другое - 8 на 10, то издание будет восприниматься как сборник надерганных из разных источников материалов.
Производственно-технико-технологические требования к шрифтам - это точность воспроизведения графики шрифта в разных видах печати - высокой, глубокой, плоской, механическая прочность и линейная точность шрифта как элемента печатной формы при получении оттисков в печатной машине.
 
Чай с булочками, или Чтобы глаза не уставали
 
Под гигиеническими требованиями к шрифту понимается его удобочитаемость. Исследования показали, что важно подбирать правильно и длину строки, и размеры пробелов между словами. Так, для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимы четкие, простые по рисунку шрифты 12-16 пунктов, для взрослого читателя - шрифты 8-10 пунктов, в справочных изданиях - кегль шрифта может быть снижен.
Под удобочитаемостью текстового шрифта понимается качество восприятия при чтении связного текста, набранного этим шрифтом. Удобочитаемость тесно связана с видимостью шрифта, однако понятие удобочитаемости шире понятия видимости, поскольку на удобочитаемость значительно влияют такие факторы, как психофизиологические особенности процесса чтения данного читателя, в частности степень его утомления, квалификация и профессия. Видимость же шрифта зависит лишь от качества самого рисунка шрифта и от особенностей зрения читателя.
Удобочитаемость шрифта зависит не только от рисунка и размера шрифта, но и от назначения издания, а также от целого ряда условий, связанных со спецификой оформления. Имеет значение также соотношения материала, расположенного на странице (длины строки, междустрочия, межбуквенных пробелов, характера верстки текста издания), цвет бумаги, цвета и способа печати.
 
Различают следующие основные признаки шрифта, влияющие на его удобочитаемость.
 
Характер контура буквы. Контур буквенных знаков, в зависимости от графических особенностей данной гарнитуры, может быть округлым или прямолинейным (при этом не исключается, что прямоугольные буквы иногда могут строиться с округлением контура, в то время как построение круглых элементов букв не всегда подчиняется кругу). Установлено, что буквы с округленным контуром читаются лучше прямолинейных. Это объясняется тем, что округленные буквы лучше выделяются из фона.
Другой признак контура букв — место соединения засечек со штрихами, которые могут быть как с закруглениями, так и без них. Незакругленные углы воспринимаются лучше, чем закругленные. Объясняется это тем, что такие углы являются различительными признаками, которые придают буквам наибольшую индивидуальную выраженность.
Соотношение между основным и соединительным штрихами (контраст штрихов). Гарнитуры шрифтов с выраженным контрастом штрихов наиболее удобочитаемы (например, банниковская гарнитура). Исключением являются случаи, когда контраст выражен слишком ярко и соединительный штрих становится чересчур тонким (например, в елизаветинской гарнитуре). Неконтрастный шрифт (например, в гротесках) лучше воспринимается только при чтении отдельных слов и выделений.
Особенности засечек. Засечки в шрифте заметно улучшают восприятие буквенного знака, даже если они слабо видимы. Слишком заметные засечки ухудшают восприятие буквы и буквенных сочетаний.
Пропорция сторон и плотность шрифта. Пропорция сторон (отношение ширины буквы к ее высоте) является одним из важных признаков гарнитуры, влияющих на удобочитаемость шрифта. Отношение сторон близкое к единице, с некоторым преобладанием вертикали является наиболее легким для зрительного восприятия (например, школьная гарнитура). Однако и плотный шрифт при определенном графическом решении букв и их сочетаний может быть удобочитаемым.
Внутрибуквенный просвет.Внутрибуквенный просвет — это фон буквы, заключенный в контур буквенного знака. Ширина внутрибуквенного просвета связана с толщиной штрихов. Чем больше внутрибуквенный просвет, тем лучше (при прочих равных условиях) читается буквенный знак.
Общая простота или сложность рисунка буквы. Простые рисунки букв читаются лучше сложных. Однако в этом случае также играет роль привычка к восприятию знака родного алфавита. Кроме того, при чтении имеет значение взаимная графическая обусловленность букв.
Удобочитаемость кеглей. Удобочитаемость различных кеглей шрифта определенной гарнитуры зависит от квалификации читателя, от его зрения, а также от длины строки и характера чтения (например, беглое — при чтении художественной литературы, медленное — при чтении научной книги). При этом следует различать удобочитаемость кеглей в связном тексте, в титульном или акцидентном наборе.
 
Вопрос об удобочитаемости кеглей в связном тексте достаточно хорошо изучен и подтвержден практикой. Наиболее удобочитаемым размером шрифта при связном тексте для взрослых квалифицированных читателей является размер в 10 пунктов. Однако, в зависимости от рисунка шрифта, для взрослых может быть вполне удобочитаемым текст в 9 или 8 пунктов.
Надо помнить, что есть особенности шрифта, затрудняющие чтение:
- текст, набранный прописными буквами, замедляет скорость чтения, а кроме того, занимает больше места;
- курсив читать труднее, чем прямое начертание;
- очень короткие строки, так же как и очень длинные, читать труднее;
- размер междусловных пробелов также влияет на удобочитаемость, рекомендуемая величина междусловного пробела от 1/2 до 3/4 кегля шрифта.
 
При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание характеристики бумаги. Например, романские шрифты «старого стиля» удачно сочетаются с грубой бумагой, а шрифты стиля «модерн» лучше смотрятся на гладкой или мелованной бумаге. Кроме того, на выбор шрифта влияет способ печати. Например, некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся офсетной печатью.
 
Чтобы просмотреть начертания знаков шрифта, а также его удобочитаемость, можно использовать фразу «Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю», которая содержит все буквы русского алфавита кроме "Ж". Именно эта фраза используется в панели управления Windows при предварительном просмотре шрифтов.
(Продолжение следует)
 




Политика конфиденциальности