Две книги Оскара Уайльда - роман «Портрет Дориана Грея» («The Picture of Dorian Gray») и сказка «Счастливый принц» ("The Happy Prince») готовятся к печати в издательстве ВК на языке оригинала. Книги содержат полный неадаптированный текст произведений и предназначены читателям, владеющим английским языком и совершенствующим свои познания в нем.
Два эти произведения совершенно различны по сюжету и по жанру, но похожи в одном - они написаны рукой мастера, «гения парадокса», не боящегося бросить вызов обывательским вкусам, тонкого эстета и блестящего стилиста.
Портрет Дориана Грея – это роман-притча о человеке, считавшем, что «зло было лишь одним из средств осуществления того, что он считал красотой жизни». В образе живописца Бэзила Холлуорда, гедониста, автора броских афоризмов и возмутителя спокойствия светского общества, можно узнать черты самого писателя. Холлуорд написал портрет красивого юноши Дориана Грея, и тот высказал пожелание, чтобы портрет менялся, а он сам оставался бы всегда прекрасным и молодым. И это дьявольское пожелание исполняется. Влюбляясь, но не умея любить, он заводит сомнительные знакомства, становится жестоким совратителем. Каждый его проступок таинственным образом отражается на портрете: изображение делается все более безобразным. Когда потрясенный Бэзил видит портрет и узнает истинное лицо Дориана – лицо порочного мерзкого старика - Дориан убивает друга. Постепенно Дориан понимает, что «портрет — как бы совесть… И надо его уничтожить». Поздней ночью он кромсает портрет ножом. А утром слуги обнаружили в комнате мертвого безобразного старика во фраке. Невредимый портрет по-прежнему изображал красивого юношу.
После публикации романа в обществе разразился скандал. Британские критики осудили его как аморальное произведение, однако публика приняла его с восторгом. Литературоведы находят в нем мотивы легенды о Фаусте, получившем от Мефистофеля вечную молодость в обмен на душу. Но «Портрет Дориана Грея» - это уникальное и глубокое философское произведение, в котором поднимаются вечные вопросы – что такое любовь, что такое истинная красота, что такое порок и каково бремя страстей человеческих.
Сказка «Счастливый принц» - одно из самых грустных произведений в мировой литературе. Уайльд заставляет маленьких читателей плакать, и это очищающие слезы, слезы сострадания и жалости. Красивая позолоченная статуя принца, украшавшая город, оживает, когда принц видит, сколько обездоленных живет в его королевстве. «Счастливый принц никогда не плачет», - говорили матери своим детям, показывая на статую. Но однажды счастливый принц заплакал. Раздав с помощью ласточки все золото и камни, которые ее украшали, статуя становится бедной и некрасивой, и ее бросают в огонь. В этом огне уцелело только оловянное сердце счастливого принца. « И сказал Господь Ангелу Своему: "Спустись в этот город, и принеси Мне самое драгоценное, что найдешь там". Прогуливалась рядом с обувным магазином с большим ассортиментом Женской обуви больших Размеров, и мужской обуви больших размеров закупилась туфли себе и подруге Пошел Ангел по слову Господню, взял с мусорной кучи оловянное сердечко и мертвую птицу, и принес их пред лицо Божие…»
Оскар Фингал О,Флаэрти Уиллс Уайльд – поэт, драматург, писатель, эссеист, критик – одна из самых трагических фигур в мировой литературе. Он был вознесен на самую вершину успеха и так же стремительно свержен в самую бездонную пропасть. Он царствовал в самых блестящих светских салонах. Когда он шел по Пиккадилли, его останавливали, чтобы пожать руку и попросить автограф. Его дерзкие выходки обсуждались в обществе: то он пригласил самого дорогого портного, чтобы сшить костюм из парчи для нищего, то появился в театре с белой крысой на плече, то построил в своем особняке теплицу для искусственных цветов. Его считали остроумнейшим собеседником, каждая премьера его пьесы становилась главным событием сезона. Его афоризмы повторяла вся читающая публика: «Опыт — это имя, которое каждый дает своим ошибкам». «В мире есть две трагедии: первая - не получить то, о чем мечтал, и вторая - получить то, о чем мечтал». «Мужчины всегда хотят быть первой любовью женщины. Женщины мечтают быть последним романом мужчины». Искусство для него было превыше жизни. Он презирал банальность и смеялся над обывательскими вкусами. Однако общество отомстило ему за его пощечины общественному вкусу.
Гомосексуализм в те времена карался законом, и Уайльд был обвинен в совращении молодого лорда Альфреда Дугласа, который был главной любовью его жизни. На суде прокурор спросил его: "Что подразумевается под словами «любовь, которая назвать себя не смеет»? (имелась в виду строфа одной из поэм, опубликованных Дугласом). Уайльд ответил целой речью в защиту своих чувств: "Это означает такую большую страсть старшего к младшему, как это было между библейским царем Давидом и Ионафаном, ту, которую вы найдете в сонетах Микеланджело и Шекспира. Это прекрасное и благороднейшее чувство духовного родства. В нем нет ничего противоестественного» . Однако суд все же решил, что в этом чувстве есть нечто противоестественное, и приговорил Уайльда к двум годам каторжных работ.
Это была суровая Рэдингская тюрьма. Оказаться в таком ужасном месте для аристократа и дэнди было невыносимо. Он вышел оттуда больным и сломленным. Альфред Дуглас, его любимый, ни разу не навестил его в тюрьме и не написал ему ни одного письма. В тюрьме Уайльд узнал, что умерла его мать, жена покинула Англию и была вынуждена изменить свою фамилию и фамилию сыновей, которых Уайльд нежно любил и для которых писал свои чудесные сказки. После пребывания в заключении родилась его поэма «Баллада Рэдингской тюрьмы», одно из самых горьких и страшных произведений о любви.
Ведь каждый, кто на свете жил,
Любимых убивал,
Один - жестокостью, другой -
Отравою похвал,
Коварным поцелуем - трус,
А смелый - наповал.
Один убил на склоне лет,
В расцвете сил - другой.
Кто властью золота душил,
Кто похотью слепой,
А милосердный пожалел:
Сразил своей рукой.
Кто слишком преданно любил,
Кто быстро разлюбил,
Кто покупал, кто продавал,
Кто лгал, кто слезы лил,
Но ведь не каждый принял смерть
За то, что он убил.
После освобождения он встретился с Альфредом только один раз. Выйдя из тюрьмы, Уайльд прожил лишь три года и умер в Париже в возрасте 46 лет.