Группа Вконтакте Одноклассники Страница в Livejournal
тел.: (495)777-30-39,
(495)978-35-99
ikar_publisher@rambler.ru

25 лет вместе с Вами!
с 1997 года

Новости
Маленькая повесть об актрисе

Книгу Софьи Гуськовой «Маленькая повесть об актрисе», выпущенную издательством ИКАР, населяют обычные люди, разные по профессии, социальному статусу и возрасту, но объединенные одним – тем, что для писателя не бывает «обычных» людей.   Каждый человек, даже самый «маленький» - это мир, который сначала покажется простым, а потом автор вдруг откроет в нем что-то скрытое для первоначального взгляда, и удивит читателя: так вот какой он, этот сложный «маленький» человек! Софья Гуськова – актриса театра имени Российской Армии, а еще она выпускница Литературного института имени Горького.  При этом ее проза лишена какой-либо театральности, как, впрочем, лишен театральности хороший спектакль, когда забываешь, что перед тобой актеры, а видишь живых людей. Герои С.Гуськовой – живые и настоящие. Актриса, отдыхающая в пансионате, вспоминает свою жизнь, главным в которой был театр.   «Когда б вы знали, из какого сора…» - это относится и к актерам, которые лепят свои роли из жизненных неурядиц, повседневных забот, каждодневных преодолений, маленьких и больших трагедий.  Любимый человек предал, тайно оставшись во время гастролей в Париже, навлек на бывшую возлюбленную беду.  Умер любимый брат, заменивший отца. А вечером надо играть спектакль, будто ничего не случилось, ведь зритель пришел сюда за волшебством. Но в этой повести, кроме бытового плана, есть и другой, фантастический, в котором немного смещены временные пласты, а в саду, например, бегает гипсовая собака.

Непередаваемая атмосфера театра, созданная автором, словно заставляет почувствовать запах кулис: «Ни в одной колбе Зюскинда нет такой смеси: в ней живут осыпь свежей древесины и сырость старого холста, молекулы засыхающих красок и латекса, прохладные атомы металлических стружек, игривые крошки грима и пудры и теплый лет и теплый  хлебный дух, принесенный из дома людьми. Где еще найдешь такую манящую сладость, тревогу и очарование? Ни один наркотик не может сравниться с запахом театральной пыли».
Героини Софьи Гуськовой – и педагог колледжа Елена Прекрасная, и бывшая танцовщица Наталья Дмитриевна, - в чем-то недооцененные мужчинами, не понимающими, каким сокровищем они владеют. Собственно, на таких женщинах – одновременно тонких и хрупких, но сильных и терпеливых, и держится общество. Автор смотрит на них таким добрым и внимательным взглядом, что читатель не может не сочувствовать героям книги, не разделять их горестей и надежд.
Загадочный герой рассказа «Бессмертие господина Кругляшко», путешествующий на корабле,  неожиданно оказывается великим русским писателем Гоголем. «И вся дрожащая от звуков и мерцаний, благоуханная малороссийская ночь подбиралась к сердцу, на минуту сжав его, и отпускала, оставляя сладкий колючий след во всем телесном составе. Родина… Россия… Кроме свойства родины, есть в ней что-то еще выше родины, точно это как бы та земля, откуда ближе к родине небесной, думалось ему»…
Он уезжал далеко от родины, чтобы остаться наедине со своими трудами. Он оставлял все прочее, все лучшие приманки жизни и, как монах, разрывал связи со всем тем, что мило человеку на земле затем, чтобы ни о чем другом не помышлять, кроме труда своего». Вязание и шитьё
Автор, заглядывая в душу своему герою, вдруг открывает читателям такую страшноватую бездну, о которой они и не подозревали. В этом рассказе на примере ничем не примечательного господина Кругляшко, случайно вошедшего в историю благодаря встрече с великим писателем, автор размышляет о нашем неистребимом стремлении к бессмертию любым путем.
Старики из повести «Кое-что о домашних животных», отдыхающие в санатории, заводят новые знакомства, говорят о жизни, ходят на прогулки, иногда ревнуют и ссорятся. За этими отношениями стоит неистребимая жажда любви и тепла – всего того, чего сегодня так не хватает многим.
Язык С.Гуськовой простой и выразительный. Несколькими предложениями она может создать целый пласт жизни – например, мир коммунальной квартиры, театрального закулисья, пушкинского заповедника. Точные детали позволяют создать законченный образ. Чего стоит, например, самобытный рабочий  по ремонту квартир Шура, уроженец чувашской деревни, почитывающий на досуге Платона и Аристотеля! Автор избегает наставлений и поучений, да и зачем? Ведь читатель, еще не потерявший вкус к литературе, сам все поймет.




Политика конфиденциальности