«…Идеальное есть во всём, оно есть и в материальном бытии, и в сознании, оно есть и в обществе, и в природе, или же его нет нигде…Никто не говорит, что в мире господствует идеальное начало – это было бы и глупо, и ложно. Но можно сказать, что идеальное является признаком истинного бытия материального».
М.А. ЛИФШИЦ Диалог с Эвальдом Ильенковым (Проблема идеального). Фундаментальное и сокровенное очень часто скрывается за очень простым и будничным. Буддисты иллюстрируют эту мысль на примере хлопка двумя ладонями. Возможен ли хлопок одной ладонью? Ответ, конечно, очевиден. И дело здесь не в природе самого хлопка. На самом деле очень многие явления нуждаются в парности. Наш мир закономерно двоичен (бинарен), это вытекает из его «зеркальности» (симметричности), что вовсе не означает полного тождества партнёров. Ведь две ладони, способные произвести хлопок, заведомо отличаются друг от друга, а вместе с тем и от всех других пар ладоней. Но это лишь зачатки противоположностей, на которых зиждется наш мир.Впрочем, понять, что какие-либо две руки (или, скажем, два кирпича) отличаются друг от друга, не так уж и трудно. Гораздо сложнее уяснить, что же это такое — парность (т.е. противоположность как таковая, или зеркальность, или, говоря научным языком, хиральность левого и правого), понять, что уже сама по себе эта парность (хиральность) неизбежно порождает и нечто третье — и не просто ещё одно материальное явление (тот же звук хлопка), а нечто качественно иное, сигнальное, значащее, информационное, обозначающее некую внутреннюю связь партнёров друг с другом, отличающуюся от силовой, энергетической связи, но, несомненно, выявленную их материальным, силовым, энергетическим взаимодействием. Главным здесь, конечно же, оказывается не физическое движение ладоней, и даже не извлекаемый ими звук, а то, что он означает, его значение и значимость и, следовательно, смысл возникающего хлопка, т.е. нечто уже нематериальное. В этом пункте природа проявляет свою скрытую сущность, выходит на новый уровень своего существования, закрепляя фундаментальность двоичности благодаря возникновению ещё одной, уже более глубокой и свободной парности — противоположности между материальным звуком и его бестелесным идеальным смыслом.Так естественно и закономерно материальное порождает информацию, т.е. идеальное, которое, в свою очередь, уже в полный голос заявляет о своих законных правах на участие в миросозидании — даже если мы, люди, глухи и слепы, и никому из нас не услышать это её программное заявление о выявленной при этом идеальности материи. К счастью, мы живём в переломные времена, когда всё больше и больше учёных начинают сознавать, что нужен новый взгляд на мир, формирующий и новую философию XXI века, краеугольным камнем построения которой является универсальная доктрина, признающая конструктивную роль как материальных, так и идеальных свойств материи. Современная наука становится междисциплинарной, а постнеклассическая философия — основанной на трансформативных и социокультурных практиках (см.: Философские проблемы постнеклассических практик // «Филос. науки», 2008, № 7, с. 77—78). Но современные наука и философия нуждаются не в очередном издании идеализма, дуализма, солипсизма или логического позитивизма, а в кардинальном развитии фундаментальной доктрины — материалистической диалектики. Известно, что значительная часть мировых философских систем изначально строилась умозрительно и была подчинена если не своеволию сознания, то уж, во всяком случае, мифологическим, религиозным и моральным императивам, отражающим консерватизм общества. Национальной премией "Лучшие книги и издательства 2011" отмечен второй том книги Александра Лисина "Идеальность" - "Идеальное (Общая теория идеальности материи), выпущенный издательством "Икар"
Добавьте свой заказ на строительство прямо сейчас на
сайте http://kvartirakrasivo.ru/.