Группа Вконтакте Одноклассники Страница в Livejournal
тел.: (495)777-30-39,
(495)978-35-99
ikar_publisher@rambler.ru

25 лет вместе с Вами!
с 1997 года

Новости
От автора до читателя (продолжение)

Продолжаем публикацию пособия по книгоиздательству «От автора до читателя». Свои замечания, отзывы, вопросы и предложения просим направлять на форум нашего сайта или на электронный адрес издательства ikar_publisher@mail.ru

 Глава 1. Книга будет жить
 
Как оформить рукопись?
 
Автору необходимо понимать, что в издательствах сидят люди занятые, цель которых - как можно быстрей и без проволочек подготовить текст к печати. Создавать лишние затруднения редакторам – не в интересах автора. Поэтому перед тем, как нести рукопись в издательство на флешке или отправлять по электронной почте, нужно проверить, готов ли текст к тому, чтобы представить его издателям. Даже если у издательства нет особых требований к оформлению рукописи, помните, что текст должен быть как можно более простым. Не надо «играть шрифтами» и оформлять его. Лучше всего давать текст в формате «Обычный» (раньше он назывался «только текст»), шрифтом Times New Roman, кегль 12, поля 2/2/2/2 или 2/2/3/1,5 (по стандарту «Microsoft Office Word»). Если в книге имеют особое значение иллюстрации, то можно представить два файла (и указать это в сопроводительном письме) – один с иллюстрациями, другой без них.
Отобразите «непечатные знаки», чтобы увидеть текст так, как понимает его программа. В тексте не должно быть никаких «лишних» значков, кроме окончания абзацев и пробелов (пробелов также должно быть нужное количество – по одному между словами, в конце абзаца пробел не ставится, лишнего пространства в конце строк или между словами не требуется). Все непонятные кружочки, квадратики и точки нужно стереть. Если при уничтожении этих значков меняется форматирование, то разумнее всего выделить весь текст, скопировать его в программу «Блокнот» (стандартная программа системы «Windows») и уже оттуда скопировать «чистый» текст в новый документ «Word», сохранив его под новым именем. При этом исчезнут все выделения (курсив, жирный, подчеркивание, цвета) и собьется форматирование (обратите внимание на диалоги), но гораздо быстрее переформатировать текст, чем вылавливать ошибки в уже существующем. Желательно, чтобы в программе были отключены все автозамены (особенно это касается тире в начале фразы в диалогах, которое имеет обыкновение исчезать при переносе текста в чужой «Word» и, особенно, в верстальные программы). Автозамены отключаются в меню «Вставка – Символ – Автозамена».
В тексте не должно быть плавающих переносов и «мягких» абзацев. Дефисы должны отличаться от тире. Все тире должны быть одинаковой длины. На всякий случай проверьте, в одном ли стиле сохранен текст. Для этого поставьте курсор в начало документа и нажмите на клавиатуре стрелку «вниз». Смотреть нужно на название стиля «Обычный». Если все в порядке, то курсор достигнет конца документа, а слово это не изменится. Если же где-то попадется другой стиль, вы увидите, как на секунду «Обычный» будет заменен другим наименованием. Надо найти этот фрагмент и вручную заменить стиль. Иногда несколько предложений приходится перенабирать вручную.
После того, как текст подготовлен, на первой странице (обычно в правом углу) нужно указать имя и фамилию автора, электронный адрес (или несколько), контактный телефон (разумно указать и мобильный, и домашний, но обязательно с кодом города). На каждой странице (кроме первой) с помощью колонтитулов (обычно вверху) указывается имя и фамилия автора и название произведения (обычно 10 кеглем, чтобы не отвлекать от чтения). Обязательно проставляются номера страниц (обычно внизу). Это делается для того, чтобы в случае путаницы листов при распечатке можно было собрать листы, не спутав с другими рукописями.
 
Желательно хорошо вычитать текст перед отправкой в издательство, и лучше не один раз! Если оригинал плохо вычитан автором, это приведет к большой правке при корректуре и замедлит выпуск книги. Проверить нужно не только орфографию и синтаксис, но и содержание – нет ли пропусков, технических ляпов, правильно ли написаны формулы, не попали ли случайно лишние куски, все ли части текста стоят в нужном порядке, тот ли вариант текста вы подготовили. Дело в том, что когда начнется верстка, вносить в текст серьезные изменения будет уже поздно!
 
Авторский лист
 
Автор должен знать, какой объем занимает его произведение. Текст рукописи измеряется в авторских листах. Исходя из объема текста в авторских листах, издатель будет рассчитывать параметры книги и стоимость ее производства.
Авторский лист – 40000 знаков, включая пробелы. Если текст отпечатан в MS Word, можно посчитать его объем, войдя в меню Сервис (Tools) и далее Статистика (Word Count). 
Объем также можно посчитать приблизительно, зная, что авторский лист равен 24 печатным страницам, выполненным 10-м размером шрифта с интервалом 1,5.
 
Печатный лист
 
Для типографии важен другой показатель – печатный лист. Это единица измерения печатной продукции для печатных цехов. За единицу условного печатного листа принят бумажный лист форматом 60х90, отпечатанный с одной стороны. Печатный лист — это площадь поверхности одной стороны бумажного листа, которая воспринимает краску с печатной формы, то есть половина бумажного листа стандартного формата 60×90 см (который называется условным).
Чтобы вычислить объем книги, используют переводной коэффициент — отношение площади физического печатного листа к площади условного печатного листа (формата 60×90 см):
при формате листа 60×84 см — коэффициент 0,93;
70×100 — 1,29;
70×90 — 1,17;
70×108 — 1,40;
75×90 — 1,26;
84×108 — 1,68.
Формула вычисления переводного коэффициента: длина × ширина фактического печатного листа (в см) / (60×90). Результат округляется до сотых. Пример перевода: если формат листа 60×84 см, а объем в физических печатных листах равен 5, то объем в условных печатных листах равен 5×0,93 = 4,65.
В одном и том же печатном листе в зависимости от размеров шрифта, количества знаков в строке, количества строк на странице, размера полей и т. п. может уместиться материал различного объема.
 
*Самые популярные книги в мире
Самой популярной книгой в мире, по мнению исследователей Книги Рекордов Гиннесса, остается Библия. Ее тираж 6 миллиардов экземпляров.
Второе место принадлежит «Цитатнику» Мао Цзэдуна с тиражом 900 миллионов экземпляров. Книги о Гарри Потере английской писательницы Джоан Роулинг разошлись общим тиражом 325 миллионов экземпляров.
В США особой популярностью пользуются книги, авторы которых предлагают читателям способы преодолеть дурные привычки, похудеть, приобрести привычки успешного человека и повысить привлекательность для окружающих.
В России в последние годы огромной популярностью пользовались дамские криминальные романы.
 
Четыре загадочные буквы
 
Что такое ISBN?
 
 Каждой книге присваивается международный стандартный книжный номер - ISBN, который ставится на обороте титульного листа. По этому номеру книгу можно отличить от всех других изданий, выпускающихся во всем мире. У каждого издательства, зарегистрированного в Национальном агентстве ISBN - Российской книжной палате выдают блок номеров, который является идентификатором каждой книги. Периодическим изданиям (например, журналам) присваивается международный стандартный номер сериального издания - ISSN.
Можно обойтись и без этих номеров, но в таком случае не удастся распространить публикации официально, в частности, через книготорговую сеть, для которой обязательно наличие ISBN!
Не подлежат международной стандартной нумерации:
- периодические издания типа ежегодников, бюллетеней,
- альбомы и книги-картинки без титульного листа и текста,
- издания для внутреннего распространения , выпущенные за счет автора,
- отдельные издания патентов и прейскурантов,
- авторефераты диссертаций,
- учебные программы и календарные планы,
- календари,
- рекламные издания,
- издания в карточной форме (рефераты на картах)
- товаросопроводительные документы,
- листовые издания.
 
 
ISBN состоит из аббревиатуры и десяти цифр, например: ISBN 5-0500-0765-7. В этом номере:
- 5 — идентификатор России,
- 0500 — идентификатор издательства,
- 0765 — порядковый идентификатор книги,
- 7 — контрольная цифра, которая служит для проверки правильности написания цифровой части ISBN.
Издательства, которым присвоен индивидуальный идентификатор, сами устанавливают порядковые идентификаторы своих изданий. Различным изданиям одной и той же книги, не отличающимся по содержанию и оформлению, присваивается один ISBN. Если издания одной и той же книги, отличаются по содержанию или оформлению, им должен присваиваться самостоятельный ISBN.
 
Используя номера по мере выхода в свет очередных книг, издательство тем самым идентифицирует каждую свою конкретную книгу. Идентификация книг с помощью ISBN упрощает контроль издательств и книготорговых организаций за движением книжных фондов и расходимостью книг, по ISBN проводят сбор заказов на книги, осуществляют инвентаризацию фондов. Код используется при расчетах за книги, при комплектовании, каталогизации, межбиблиотечном обмене, контроле за выдачей книг, их поиске в базе данных. Нумерация книг упорядочивает издательскую деятельность и помогает в распространении книжной продукции.
Кроме оборотной стороны титульного листа ISBN может быть повторен на корешке книги или на обложке. Главное, что должен понять автор: без ISBN его книга не считается книгой, иначе ее можно было бы распечатать дома на принтере или размножить на копировальном аппарате.
Из каждого тиража книги, которой присвоенISBN, издательство отправляет обязательные экземпляры в несколько инстанций: в Российскую книжную палату, Министерство печати и информации РФ, Российскую государственную библиотеку, Российскую национальную библиотеку.
Это делается для того, чтобы в стране имелась полная и точная информация о состоянии печати, что важно для развития науки, просвещения, культуры и экономики. Таким, образом, любой автор, выпустивший книгу, может быть уверен, что не пропадет его «скорбный труд», что его книга будет жить долго. 
 
*Сохранить для потомков
 
О том, чтобы сохранить книги для потомков, люди стали думать с первых десятилетий существования книгопечатания. В 1537 году специальным указом французского короля Франциска I было установлено, что каждый издатель должен предоставлять один бесплатный экземпляр всех своих изданий для контроля и хранения. В России система обязательного экземпляра была введена в 1783 году указом Екатерины II. По одному экземпляру каждой вышедшей книги должна была получать библиотека Петербургской академии наук, для чего там учреждалась специальная книжная палата.
 
 Как рождается книга
 
Автор пишет книгу – излагает свои мысли в виде текста.
Дизайнер
придумывает макет книги – от подбора шрифтов и расположения текста, служебных элементов и иллюстраций на книжной странице  до дизайна обложки.
Верстальщик
располагает текст и иллюстрации, заголовки и подзаголовки, сноски и выделения по тексту, колонтитулы, формулы, таблицы, страница за страницей.
Редакторы и корректоры
читают каждую страницу рукописи и верстки по три раза, вносят правки, которые затем вносятся в верстку верстальщиком с согласия автора.
Т
ехнический редактор
контролирует процесс подготовки книги к печати.
Репроцентр
 выводит спуски книжных страниц на фотопленку или ctp-пластины.
Типография
при помощи фотоформ изготавливает офсетные пластины или берет в работу уже готовые офсетные ctp-пластины, режет на необходимый формат бумагу и картон, переплетные материалы. Большие листы фальцуют и подбирают. Затем готовые тетради собирают в книжный блок, фрезеруют и вклеивают в обложку либо скрепляют нитками или проволокой и вставляются в переплет. Для переплета режется картон и ткань (или другой переплетный материал), приклеивается одно к другому, а также приклеиваются иные вспомогательные элементы. Затем в этот переплет вклеивается книжный блок, печатается изображение на обложке.

Книга собрана, обрезана вместе с обложкой либо после обреза блок вклеен в переплет. Книга появилась на свет!
(Продолжение следует)




Политика конфиденциальности