Группа Вконтакте Одноклассники Страница в Livejournal
тел.: (495)777-30-39,
(495)978-35-99
ikar_publisher@rambler.ru

25 лет вместе с Вами!
с 1997 года

Новости
От автора до читателя (продолжение)

Продолжаем публикацию пособия по книгоиздательству «От автора до читателя». Свои отзывы, вопросы, предложения присылайте на форум сайта или электронный адрес издательства ИКАР. 

Глава 2. Единственная и неповторимая
 
Кто ищет, тот найдет
 
Оглавление и содержание
 
Оглавление и содержание – указатели заголовков в книге, раскрывающие внутреннее строение произведения (на какие части и главы оно делится) или внутреннее строение сборника (если в него вошли лишь заголовки разделов, в которых произведения сборника сгруппированы, но нет заглавий самих произведений). Основные задачи оглавления – справочно-поисковая, информационно-пояснительная, рекламная. Содержание должно быть как можно более полным, включать в себя мелкие заголовки, параграфы, чтобы читателю не приходилось перелистывать книгу в поисках нужного раздела.
Многие книги, особенно большого объема, нуждаются в расширенном оглавлении (содержании), то есть в таком, в которое включены и тематические заголовки, отсутствующие внутри книги.
 
Обычно заголовки в оглавлении размещают в порядке, повторяющем их последовательность в книге. По такому оглавлению наглядно видно, как построены произведение и вся книга. Если читатель читает книгу подряд, то оглавление не очень важно для него, но если ему понадобится какой-то один раздел или подраздел, то оглавление должно выполнить свою главную задачу – помочь ему быстрее найти нужное место в книге. Поэтому заголовки должны стоять в таком порядке, чтобы читатель мог легко ориентироваться в книге. Например, для заголовков-фамилий или заголовков, начинающихся с фамилии, наиболее подходит алфавитный порядок. 
 Состав заголовка должен быть полным. Многие заголовки сопровождаются тематическими подзаголовками, и без них не всегда можно понять содержание подраздела. Встречаются заголовки расплывчатые, непонятные, которые следует конкретизировать или уточнить. Типовые заголовки, состоящие из цифр (глава 1 или просто I, II и т.д.), приемлемы в художественном произведении, которое читатель читает подряд от начала до конца. Но в научном или учебном издании следует конкретизировать содержание заголовка.
Иногда одного вида оглавления бывает недостаточно. Например, если в книге с большим числом произведений разных авторов эти произведения сгруппированы во многие тематические разделы, то читатель, который хочет прочитать произведения одного автора, будет вынужден искать их по всей книге. Поэтому можно сделать два оглавления: одно - по разделам в том порядке, в каком они стоят в книге, второе - по авторам.
Заголовки в оглавлении должны соответствовать тексту и графике книги. Различные несоответствия и небрежности ухудшают внешний вид книги. При нарушениях соподчиненности заголовков в оглавлении оно неправильно передает смысловые связи между рубриками и дезориентирует читателя. Необходимо тщательно сверить заголовки в оглавлении и внутри книги по тексту, графике и смыслу!
По традиции российского книгопечатания оглавление располагают в конце книги. Но если замысел автора или художника требует, чтобы чтение началось с оглавления, или в конце книги содержится много вспомогательных и рекламных материалов, то оглавление можно перенести в начало книги.
 
Не заблудиться на страницах
 
Вспомогательные указатели
 
Кроме оглавления читателю помогут ориентироваться в книге вспомогательные указатели – своего рода путеводитель по тем элементам, которые содержатся в самом тексте (лица, предметы, даты, события, мелкие темы). Сведения об одном предмете чаще всего разбросаны по всей книги, и найти их без специальных указателей будет непросто. Указатели повышают производительность труда читателя, позволяют упорядочить терминологию, повысить качество редактирования (при их помощи выявляют незамеченное ранее дублирование материала, противоречия, несогласованности внутри издания, непропорциональность в освещении тех или иных тем), повысить эффективность информационной работы.
 
Без указателей никак не обойтись в тех книгах, где текст может использоваться выборочно – например, когда ищут сведения о стране, городе, человеке, историческом событии и т.д.
Указателями должны быть снабжены научные и справочные издания, учебники для вузов и техникумов объемом свыше 15 авт. листов, а книги меньшего объема — при условии особой их ценности или сложности, в частности насыщенности фактами, терминами, именами. 
Желательно снабжать указателями издания
- нормативно-производственные издания (особенно сборники нормативных материалов),
- документальные, поскольку большинство из них — сборники документов, в которых сведения об одном предмете или лице рассеяны по разным документам;
- официальные, если это сборники официальных документов, в которых сведения об одном предмете или лице рассредоточены по нескольким, многим местам;
- производственные, особенно руководства, к которым часто обращаются для наведения справки по конкретному вопросу, а сведения такого рода рассеяны часто по многим местам подобного вида издания
 
По объектам справки бывают указатели имен, географических названий, предметов, формул, таблиц. Указатели могут быть:
- смешанными (из нескольких объектов – имен, предметов, заглавий) и однородными (только именные или только предметные),
- построенными по алфавиту, систематически, хронологически, по номерам,
- глухими (без пояснений и рубрик), аналитическими (объединяющими заголовки указателя и гнезда) аннотированными, комментированными,
- формальными (отсылающими к любому упоминанию имени, предмета) и содержательными (отсылающими только к тем страницам, где есть существенная характеристика объекта),
- всеобщими (охватывающими все издание) или частичными (относящимися лишь к основному тексту),
- подробными или краткими.
 
Как выбрать вид указателя?
 
Выбор вида указателя — это выбор сочетания видов из всех шести групп указателей: по содержанию объекта справки, по принципу расположения рубрик, по составу и полноте характеристики объекта справки, по способу анализа текста, по степени охвата материала издания, по степени отражения объекта справки. Выбор зависит от содержания издания, его читательского адреса, объема, целевого назначения, а также от числа рубрик в указателе, его объема.
Смешанный указатель предпочитают ряду однородных, когда разных рубрик (имен, предметов, заглавий, названий) сравнительно немного. Раздробить его на несколько однородных значит в таких случаях усложнить работу читателя с книгой: заставить искать сначала указатель данного вида, а затем нужную рубрику, в то время как в небольшом по объему смешанном указателе эту рубрику можно отыскать сразу, быстрее.
 Однородные указатели целесообразны, когда в каждом из них много рубрик и объединение их в один указатель не может не усложнить поиск из-за очень большого числа объектов в указателе. Чем больше объектов одного рода встречается в книге, тем больше оснований для выделения их в самостоятельный однородный указатель: заглавий, таблиц, формул и т.д.
 Именной указатель необходим обычно в книгах исторического содержания, а также в мемуарных книгах, т.е. в таких, которые содержат сведения главным образом о тех или иных лицах и к которым читатель часто обращается именно в поиске таких сведений.
 Предметный указатель — принадлежность такой научной, технической, учебной, справочной книги, в содержании которой отражаются главным образом сведения о предметах, напечатанные в книге.
Тематический указатель, т.е. такой, который отражает содержание произведения с помощью заранее ограниченного числа неадекватных, обобщающих рубрик, расположенных в алфавитном порядке, необходим в тех случаях, когда материал в издании (например, в библиографическом пособии) расположен по жанрово-хронологическому принципу, а читатель нуждается в розыске материала на ту или иную тему.
Алфавитный указатель является самым распространенным видом указателя, поскольку принцип расположения рубрик в нем наиболее прост и удобен для поиска. Остальные виды по принципу расположения рубрик встречаются редко, лишь в особых случаях.
 Систематический указатель может оказаться необходимым при не систематическом расположении материала в издании: в этом случае хорошо известная читателю классификация может быть хорошим ориентиром при поиске нужного материала, особенно когда читатель не помнит точного названия искомого предмета, но знает, к какой группе этот предмет принадлежит.
 Хронологический указатель целесообразен в изданиях исторической литературы, когда читателю важно отыскать справку о событиях того или иного периода либо когда ему известна датировка события, а не его название в формулировке автора, и потому легче ориентироваться по годам (датам), чем по названиям. Обычно хронологический указатель состоит из рубрик — дат и подрубрик — названий событии, относящихся к этим датам.
Нумерационный указатель желателен в тех случаях, когда поиск объектов по их номерам наиболее прост и удобен для читателя. Например, нумерационным может быть указатель государственных стандартов, сведения о нормах которых напечатаны в тексте издания.
 Аналитический указатель следует предпочесть глухому прежде всего тогда, когда многие рубрики в глухом указателе содержали бы большое число (свыше десяти) адресных ссылок, что осложнило бы поиск сведений нужного аспекта.
Глухой указатель выбирают, когда число адресных ссылок в рубриках невелико и когда все заголовки хорошо известны читателю. Если же поиск ряда объектов читателю трудно вести по рубрикам, аналитический указатель предпочтительнее глухого.
Аннотированный указатель применяют обычно в случаях, когда читатель мало разбирается в терминах и слабо знает имена упомянутых в издании лиц, область и время их деятельности, т.е. в изданиях, рассчитанных на широкого читателя не специалиста, или когда указателю хотят придать также функции словаря терминов или имен.
Указатель, аннотированный лишь частично, допустим только в тех случаях, когда речь идет о малоизвестных читателю лицах или редко употребляемых терминах.
 Комментированный указатель используют тогда, когда в целях экономии места и повышения удобства пользования изданием объединяют указатель с комментариями или примечаниями.
Подробный указатель нужен читателю тем в большей степени, чем более специальна книга и, наоборот, чем шире круг читателей разной подготовки, тем больше оснований для указателя сжатого, краткого, содержащего в рубриках лишь наиболее важные понятия или имена или то и другое вместе.
 
Место указателей в издании
 
Вспомогательные указатели должны быть размещены так, чтобы их проще всего было разыскивать в ходе чтения и другой работы с книгой. Таким местом является либо самый конец издания, либо его начало. По традиции вспомогательные указатели в советских изданиях размещают в конце, перед оглавлением (содержанием), если оно оставлено в конце, или непосредственно перед концевой полосой с надвыпускными и выпускными данными. Предпочтительно развести указатели и оглавление (содержание): последние — в начало, первые — в конец. Размещение указателей в самом начале издания, после титульного листа, допустимо, а в некоторых случаях даже предпочтительно. Например, если указатель составлен ко всем томам многотомного издания и его решили напечатать в первом томе, то логичнее разместить  его в начале, поскольку он относится не только к первому тому. Если в конце издания размещено много элементов аппарата издания, в том числе и такие, к которым читатель должен часто обращаться по ходу чтения (комментарии и примечания) и которые поэтому желательно напечатать на самом удобном для нахождения месте издания, то целесообразно развести эти части аппарата со вспомогательными указателями. Поскольку примечания и комментарии в начале книги размещать нелогично в силу их подчиненности основному тексту, то выбор падает на указатели, которые сродни оглавлению (содержанию), а последние в начале книги печатают не так уж редко. Если в издании несколько видов указателей,  и они размещены в конце книги, то порядок их расположения зависит от частоты обращения читателя к тому или иному их виду, в самом конце размещают тот, к которому читатель будет обращаться чаще всего, перед ним — следующий по предполагаемой частоте обращения и т.д. При размещении указателей в начале книги, наоборот, первым размещают тот, к которому чаще всего обращается читатель, и т.д. Например, если в издании решено поместить предметный указатель и указатель заглавий произведений, упоминаемых автором в основном тексте, то в конце издания первым предпочтительно расположить указатель заглавий, как более частный, вторым — предметный, имеющий более общий характер и в целом чаще необходимый читателю, а при указателях в начале книги порядок будет обратным. Но если в основном поиск будет вестись по заглавиям, порядок должен быть другим. По традиции, однако, именной указатель помещают перед другими.
(Продолжение следует) 
 




Политика конфиденциальности