Группа Вконтакте Группа на facebook Инстаграм Страница в Livejournal
тел.: (499)238-90-03,
(495)978-35-99
ikar_publisher@rambler.ru

Озерковская наб.,
д. 22/24, стр.2
20 лет вместе с Вами!
с 1997 года

Новости
От автора до читателя (продолжение)

Продолжаем публикацию пособия по книгоиздательству «От автора до читателя». Свои отзывы, вопросы, предложения присылайте на форум сайта или электронный адрес издательства ИКАР. 

Глава 3. По одежке встречают
 
Как спроектировать книгу
 
У каждой книги есть свой особенный образ, который можно создать с помощью удачного дизайна. Именно от дизайна зависит внешность книги, то, как будет выглядеть ее обложка и внутреннее оформление. Иногда дизайн решает - захочет ли читатель взять книгу в руки, посмотреть, пролистать, а затем прочитать. Прежде всего, дизайн книги должен соответствовать ее содержанию. Художественное оформление – не самоцель, а лишь средство, чтобы дополнить и подчеркнуть содержание. Художественное оформление книги имеет свои особенности по сравнению с дизайном других видов полиграфической продукции. Книга служит для чтения, познания новой информации, она написана для того, чтобы донести какую-то мысль, и дизайн книги должен помогать в этом автору произведения. «По одежке встречают», - это утверждение относится не только к человеку, но и к книге. Полки магазинов буквально завалены книжной продукцией. Сделать, чтобы книгу заметили, поможет интересная, не похожая на другие, обложка. Даже если книга предназначена для внутреннего распространения, дарения, пиар-компании, у нее должно быть свое лицо, яркое и привлекательное. Поэтому перед дизайнером книги стоит сложная задача – раскрыть суть книги внешними средствами.
 
Перефразируя А.П.Чехова, можно сказать, что в книге все должно быть прекрасно – и «лицо», и «одежда», и душа, и мысли.
 
*По цене пачки сигарет
 Очень показательна история мирового книжного издательства Penguin. Его основатель, Алан Лэйн, сделал ставку на идею дать читателю качественную литературу по цене пачки сигарет — и не проиграл. Более того, Penguin удалось привлечь к разработке макетов обложек дизайнеров мирового уровня, таких как Ян Чихольд и Ромек Марбер. Обложки для детективной серии Penguin Books, разработанные польским дизайнером, стали звездным часом и для издательства, и для британского книжного дизайна. В общей сложности он создал более семи десятков обложек.
 
Одни дизайнеры начинают с обложки, другие с внутреннего наполнения – разворота. Но в любом случае, сначала нужно ознакомиться с содержанием, вникнуть в суть книги, понять, о чем она, и выразить это графически, чтобы при взгляде на книгу человек заинтересовался и захотел ее прочесть.
Прежде, чем думать над оформлением, дизайнер должен узнать ответы на ряд вопросов о книге:
- к какому виду изданий она относится: учебная, научная, справочная, художественная, - то есть, каково ее основное функциональное назначение.
- на какое воздействие она рассчитана – развлечь, дать знания, научить конкретным навыкам,
- каковы особенности текста – состав (основной текст, приложения, элементы аппарата), структура (виды выделений, иллюстративная часть, выводы и заключения, таблицы) рубрикация,
- какой способ чтения выберет читатель - сплошной, выборочный, справочный.
- для какой аудитории предназначена книга - возраст, образование, интересы,.
Как и в любой сфере дизайна, продумывая оформление книги, нужно опираться на классические законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение. Композиция - это своего рода связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму. Если следовать этим законам, композиция книги станет единым целым, не распадется. Должно присутствовать равновесие объектов изображения – баланс, но в свою очередь, должна существовать подчиненность центру, то есть объекту, который является главным. Для выделения такого элемента существует ряд отличительных приемов – форма, четкость, цвет, освещение.
 
Известный европейский типограф Ян Чихольд (1902—1974) начинал с разрушения устаревших понятий в книжном дизайне и затем создал свои каноны мастерства. Его идеи оказали огромное влияние на полиграфию и издательское дело во всем мире. Он оформил огромное количество швейцарских и английских изданий. Ян Чихольд сформировал свою систему подхода к оформлению книги:
  «Работа художника книги очень отличается от работы художника-графика. Если последний постоянно ищет новые изобразительные средства, чтобы выразить свою индивидуальность, то художник-оформитель должен верно и тактично служить слову, не допускать, чтобы форма типографики довлела над текстом или искажала его восприятие. Работа графика отвечает требованиям дня и редко живет долго (исключение составляют собрания графики), книга же должна быть долговечна. Цель графика — самовыражение, а задача художника книги, осознающего свою ответственность и долг, — самоустранение. Видеочат рулетка для взрослых с девушками 18 которые показывают свое секс видео онлайн из своего дома. Эротический Видеочат бесплатно и без регистрации с красивыми русскими девушками. Тому, кто хочет «выразить дух своего времени» или «создать что-то новое», не стоит работать в области книги. В книжной типографике ничего нового, в строгом смысле этого слова, быть не может».
 
Самый значительный графичный элемент, составляющий дизайн книги, – это, конечно, обложка. Можно сказать, что это лицо книги, на которое смотрят в первую очередь, над ней и приходится работать более обдуманно и детально. В соответствии с обложкой оформляются и другие элементы книги – внутреннее наполнение, в которое входят: форзац, титульный лист, разворот книги, часто используются разделители глав – шмуцтитулы, то есть своего рода титульные листы к каждой главе.
Хорошо оформленная книга – это книга с хорошо продуманной композицией, то есть таким построением всего оформления и его отдельных элементов, которое создает внутреннее единство оформления как художественно-полиграфического произведения искусства. Она складывается из компонентов полиграфического набора (литер, пробельных материалов и др.).
Главной составляющей художественной формы издания является макет - своего рода проект книги.
 Макет - это модель оформления будущего издания, содержащая эскизы оформительских элементов, вплоть до композиции каждой полосы и разворота.
Особенно важен принципиальный макет художественного оформления, в котором наряду с эскизами внешнего оформления имеются размеченные для типографского набора эскизы важнейших для оформления полос - титульный лист, шмуцтитулы, спусковые и концевые полосы, типовые полосы с иллюстрациями, с заголовками различной соподчиненности, сносками и так далее.
Макет определяет формат полосы, используемые кегли и начертания шрифтов, отбивки между наборными элементами, оформление оглавления, вспомогательных указателей, затекстовых комментариев и примечаний, выходных сведений.

Важнейшим исходным моментом в процессе макетирования книги является выбор ее формата, который во многом зависит от функциональных условий (карманное издание, кабинетная книга, настольный справочник и т.д.) и возможностей типографии, в которой размещен заказ. Помимо формата есть множество других компонентов, формирующих книгу как единое целое:
•  текстура и тон бумаги, на которой печатается книга;
•  шрифт, используемый для основного и вспомогательных текстов;
•  пропорции самого издания и наборной полосы;
•  соотношение полей книжной страницы;
•  конфигурация текстового набора;
•  формат строки;
•  межбуквенные, межсловные и междустрочные интервалы;
•  средства зрительного расчленения текста (абзацные отступы, втяжки, отбивки, инициалы (буквицы), шрифтовые и цветовые выделения, элементы рубрикации, маргиналии);
•  колонцифры, колонтитулы, колонлинейки;
•  иллюстрации.

Каждое издание - это сложное сочетание элементов, различных по замыслу, назначению и своему зрительному облику. Поэтому дизайнеру книги требуется воображение, гармоническое восприятие зрительных образов, восприятие печатного слова как средства коммуникации, хорошее знание полиграфических процессов.
(Продолжение следует)
 




Политика конфиденциальности