Группа Вконтакте Группа на facebook Инстаграм Страница в Livejournal
тел.: (499)238-90-03,
(495)978-35-99
ikar_publisher@rambler.ru

Озерковская наб.,
д. 22/24, стр.2
20 лет вместе с Вами!
с 1997 года

Новости
От автора до читателя (продолжение)

Продолжаем публикацию пособия по книгоиздательству «От автора до читателя». Свои отзывы, вопросы, предложения присылайте на форум сайта или электронный адрес издательства ИКАР. 

Глава 3. По одежке встречают
 
Макет – будущий образ издания
 
Начните с эскиза
Хороший макет начинается с эскиза, вашего представления об окончательном виде издания. Не жалейте потратить время на эскиз макета! Это позволит в будущем избежать многочисленных переделок.
Представьте, как будет смотреться издание в готовом виде. Сделайте несколько набросков на бумаге. Например, вы хотите выпустить 8-страничный информационный бюллетень со стандартными полосами размером 210 х 297 мм (формат А4) Для наброска возьмите 2 листа чистой бумаги размером 210 х 297 мм, положите их один на другой и согните по ширине листа – так вы получите уменьшенное подобие вашего бюллетеня. Затем возьмите карандаш и набросайте шапку, оформление обложки, рисунки и/или тексты, верхние и нижние колонтитулы. Прикиньте, какой ширины следует задать верхние, боковые и нижние поля, отметьте это на полосах. Обозначьте на каждой полосе рисунки и текст.
Изменения можно вносить на любой, даже самой последней стадии подготовки издания . Если вы знакомы с какой-нибудь программой DTP, то можно обойтись без карандаши и бумаги, сделав набросок прямо на экране монитора.
 
Размер имеет значение! 
 
Любая подготовительная работа над книгой начинается с определения формата будущей книги.  В хорошем издательстве ориентируются прежде всего на содержание книги, учитывая при этом художественный замысел, жанр, актуальную направленность, аудиторию, возраст читателя и другие факторы. Собственное субъективное восприятие автора и редактора тоже имеют значение. «Добросовестный и прекрасный труд, - писал Петр Вяземский о новом издании книги Державина, - но формат бесчеловечный: нужно две огромные железные руки, чтобы книгу держать». Ясно, что такой формат не подойдет для детских книг или для тех, что предназначены для быстрого чтения в транспорте. Но и совсем маленькие форматы для детей не годятся, так как в детских книгах используются крупные шрифты и иллюстрации. Большой формат нужен, как правило, для различных энциклопедий, которые редко выносят из помещения. 
При этом на полосе должны размещаться в удобочитаемом виде все элементы издания (текст, таблицы, формулы, рисунки, фотографии, диаграммы).
 
* Самая маленькая книга в мире
Специалисты из нанолаборатории Университета Симон Фразер создали самую маленькую в мире книгу. Прочитать ее можно только с помощью электронного микроскопа. Размеры этого миниатюрного издания составляют всего 0,07 х 0,1 миллиметра. Издание «Teeny Ted from Turnip Town» («Маленький Тед из города Тарнипа) тоньше, чем занесенные в Книгу рекордов Гиннеса две другие книги: Новый Завет, созданный в Массачусетском технологическом институте в 2001 году, (5 х 5 мм) и «Хамелеон» Чехова (0,9х0,9 мм), изданный в 2002 году. Выпуск самой маленькой книги был инициирован издателем Робертом Чаплином при помощи ученых из университета Ли Янг и Карена Каванагх. В процессе работы специалисты задействовали пучок ионов галлия и электронный микроскоп. Обладая диаметром в 7 нанометров, пучок был запрограммирован для вырезания пространства вокруг каждой буквы. Книга сделана из 30 микротабличек, каждая вырезана на гладком куске кремния. Всего предполагается выпустить 100 копий миниатюрного издания.
 
Определив удобочитаемый размер элементов издания, вы определяете примерные размеры полосы (страницы) издания в сантиметрах. Однако решение об окончательных размерах необходимо принимать с учетом возможности оборудования установленного в типографии. Оборудование настроено на печать только определенных стандартных форматов. Поэтому, прежде чем остановиться на каких-то, даже стандартных размерах издания, необходимо проверить, сможет ли типография точно выполнить данный заказ. Конечно, можно уменьшить размер издания от стандартного как по высоте, так и по ширине, за счет резки, но это приводит к неоправданному расходу бумаги и применяется очень редко.
 
Какими могут быть форматы изданий?
 
В Европе форматы выпускаемой промышленностью и используемой в типографиях бумаги укладываются в так называемую А-серию, определенную стандартом Международной Организации Стандартизации ( ISO). В Германии этот стандарт известен под другим названием – DIN (DeutscheIndustrie-Norm) - Немецкий промышленный стандарт. Германский стандарт DIN определяет ряд форматов, объединенных в DIN-Ax- серию.
Все форматы ряда представляют собой производные от основного формата DINA0, имеющего размеры 1189 мм х 841 мм. Если разрезать такой лист пополам поперек длинной стороны, то получатся два листа формата DIN А1. Если повторить эту операцию, то получатся листы формата DINA2 и т.д.
Наименьшим форматом из широко распространенных является формат почтовой карточки – формат А6. Наиболее известны форматы DIN А5, А4 и А3.
 
На основе этих основных форматов образуются три серии стандартных форматов.
Форматы серии А в миллиметрах: А0 - 841х1189, А1 - 594х841, А2 - 420х594, А3 - 297х420, А4 - 210х297, А5 - 148х210, А6 - 105х148, А7 - 74х105, А8 - 52х74, А9 - 57х52, А10 - 26х37.
Форматы серии В, в миллиметрах: В0 - 1000х1414, В1 - 707х1000, В2 - 500х707, В3 - 353х500, В4 - 250х353, В5 - 176х250, В6 - 125х176, В7 - 88х125, В8 - 62х88, В9 - 44х62, В10 - 31х44.
Форматы серии С, в миллиметрах: С0 - 917х1297, С1 - 648х917, С2 - 458х648, С3 - 324х458, С4 - 229х324, С5 - 162х229, С6 - 114х162, С7 - 81х114, С8 - 57х81.
 
В России данные форматы используют в основном для обозначения писчей бумаги, бумаги для принтеров и копировальных аппаратов, самих принтеров и копировальных аппаратов и т. п. Хотя нельзя исключить случая, когда в вашей типографии стоит импортное оборудование, которое работает в перечисленных выше форматах.
 
В России стандартными размерами бумажного листа (по ГОСТ 5773) являются (в сантиметрах): 60х84, 60х90, 70х90, 70х100, 75х90, 70х108, 84х108. Допустимые форматы изданий определяются, также как и в ISO, делением листа на 2 (один сгиб), 4 (два сгиба), 8 (три сгиба), 16 (четыре сгиба), 32 (пять сгибов) и т. д. Обычно, но не обязательно, лист сгибают перпендикулярно длинной стороне. Для обозначения приведенных форматов изданий сначала записывают размер листа, а потом, после дробной черты, долю листа. Например, 60х90/8, 84х108/16, 70х100/16, 70х90/16, 60х90/16, 60х84/16, 84х108/32, 70х100/32, 75х90/32, 70х90/32, 60х84/32.
 
 
Формат 60x90/16 достаточно велик для хорошего размещения текста при объеме книги до 30—40 листов. Вместе с тем длина строки в этом формате составляет 6 1/4—6 3/4 кв., что превышает оптимальную для шрифта кегля 10 (около 5 кв.). В изданиях для медленного чтения такое превышение не имеет очень большого значения. Поэтому формат 60x90/16 подходит и широко применяется для научных, учебных, производственно-инструктивных изданий, если в них есть сложные формулы, таблицы и иллюстрации или если общий объем материала велик.
Формат 84x108/32 тоже подходит и широко применяется для учебной, научной, производственно-инструктивной литературы, но при менее сложном материале (при отсутствии громоздких формул, таблиц и иллюстраций) и при небольшом или среднем объеме. Нормальная для этого формата длина строки 5 1/2—6 кв. при шрифте кегля 10 близка к оптимальной. Особенно широко применяется формат 84x108/32 для изданий художественной и массовой политической литературы. Однако для книг беглого чтения, в особенности, при объеме не больше среднего, желателен несколько меньший формат.
Рассмотрим еще формат из группы средних — 60x84/16. Книга в этом формате имеет такую же ширину, как в формате 60x90/16 и такую же высоту, как в формате 84x108/32. Таким образом, в этом формате соединяются слабые стороны обоих упомянутых форматов: длина строки слишком велика для изданий, рассчитанных на беглое чтение, а высота книжной полосы недостаточно велика для хорошего размещения многочисленных и сложных таблиц, формул, иллюстраций. В силу этого формат 60x84/16 применяется гораздо реже, чем остальные средние форматы, хотя для отдельных изданий и серий в самых различных видах литературы он в какой-то мере может оказаться подходящим.
Из группы форматов меньше средних отметим два удлиненных: 70x90/32 и 75x90/32. При таких форматах книга вполне портативна — она умещается в кармане, при чтении ее без большого усилия можно долгое время держать в руке. Вместе с тем нормальная для этих форматов длина строки — приблизительно 4 1/2 кв.— оптимальна для шрифта не только кегля 10, но и кегля 9, хороша и для шрифта кг. 8. Поэтому при выпуске книг в этих форматах целесообразно пользоваться шрифтами кеглей 9/10, 9 и 8, что дает большую экономию бумаги и соответственно уменьшает объем печатных и брошюровочных работ; кроме того, увеличение емкости сравнительно небольшой полосы набора дает возможность выпускать в этих форматах более крупные по объему литературные произведения. Поэтому оба формата очень хороши для книг, рассчитанных на беглое чтение, в особенности для художественной, массово-политической, отчасти научно-популярной литературы. Они подходят и для портативных производственно-инструктивных и справочных изданий.
Форматы 70x90/32 и 75x90/32 близки по размеру. Они равны по ширине, да и по высоте разница между ними составляет всего 12 мм. Однако это незначительное увеличение дает формату 75x90/32 несомненные преимущества. Емкость полосы набора, а следовательно, и емкость печатного листа увеличивается, улучшаются экономические показатели (при одном и том же объеме литературного произведения уменьшается объем в печатных листах, а следовательно, и количество печатных и брошюровочных работ), появляется возможность выпускать в данном формате более крупные произведения, не опасаясь сделать книгу слишком объемистой.
К форматам меньше средних относится и 70x108/32. Это — широкий формат. По сравнению с двумя предыдущими он не так портативен; если при чтении держать книгу в руках, то широкие страницы прогибаются и часть текста плохо видна, строки длиннее и поэтому хуже читаются. Все же этот формат может подойти для стихотворных произведений с длинной строкой, для популярных изданий по искусству с широкими иллюстрациями и т.п..
Малые форматы — 60x90/32 и 60x84/32 — предназначены в основном для различного рода карманных справочных изданий — уставов, памяток, словарей, транспортных справочников, путеводителей и т. п.,— а также для отдельных произведений художественной литературы в особом (или улучшенном) оформлении. При улучшенном оформлении карманные форматы, очень удобные для читателя, могут быть использованы и шире.
Для массовых изданий в обычном оформлении пользоваться такими форматами надо с большой осторожностью. Издание малого формата очень легко может быть испорчено недостаточно хорошим полиграфическим исполнением: при пониженном качестве печати удобочитаемость мелкого шрифта (при малых форматах часто пользуются шрифтами кегля 8 и мельче) резко снижается, а при недостаточно аккуратной фальцовке издание не только приобретает неряшливый вид, книгой становится неудобно пользоваться.
Форматы больше средних, как видно из таблицы, весьма различны по пропорциям.
Широкие форматы — 70x90/16 и 75x90/16 — нужны, главным образом, для изданий с крупными или многочисленными иллюстрациями (например, для изданий по искусству, для научных и учебных изданий, где иллюстрации вынесены в отдельную колонку), с крупным шрифтом (главным образом, для детских книг).
При обилии громоздких таблиц, формул и крупных иллюстраций, в особенности, если к тому же объем книги очень велик, более целесообразен слегка расширенный формат 70x100/16 или удлиненный формат 70x108/16, так как на более длинной книжной полосе легче разместить сложный материал.
Книги больших форматов громоздки, но и такие форматы необходимы. Во-первых, они нужны для изданий особенно большого объема, предназначенных для выборочного чтения: энциклопедий, капитальных словарей, объемистых телефонных справочников и т. п. Текст в таких изданиях набирается в две и даже три колонки. Во-вторых, они нужны для изданий с крупными иллюстрациями, например для книг по изобразительному искусству, по начертательной геометрии и черчению, для детей дошкольного возраста, промышленных и торговых каталогов, для некоторых произведений художественной литературы в особом, улучшенном оформлении. Для такого рода изданий подходят, главным образом, широкие форматы — они позволяют хорошо расположить и текст (в две или три колонки), и иллюстрации самых различных размеров. Но и удлиненные форматы—60x84/8 и 84x108/8— могут найти применение для подобных изданий.
В большом формате 84x108/16 издаются и произведения художественной литературы, выпускаемые в журнальном оформлении. Такой формат неудобен для читателя, вследствие частого сгибания книги быстро изнашиваются. На протяжении какого-то времени такой формат придется сохранить, так как он облегчает и удешевляет полиграфическое исполнение подобных изданий (резко уменьшается объем брошюровочных работ). Но при дальнейшем совершенствовании отечественной полиграфической промышленности станет возможным перевод этих изданий на более удобный для читателя формат.
Близкие к квадрату форматы подходят, главным образом, для изданий по изобразительному искусству и некоторых других книг, где иллюстрации имеют особенно большое значение. Дело в том, что в таких изданиях воспроизводятся оригиналы с самым различным соотношением сторон. На страницах с обычными пропорциями (от 1:1,6 до 1:1,3) репродукции вытянутых по ширине оригиналов приходится помещать «лежа» и при рассматривании иллюстраций приходится поворачивать книгу то в одну, то в другую сторону. Если же формат книги квадратный или близок к квадратному, то на ее страницах можно одинаково хорошо (или почти одинаково хорошо) — и притом горизонтально— расположить иллюстрации с любым соотношением сторон.
Сильно удлиненные форматы резко отличаются от остальных, сразу привлекают к себе внимание. В таких форматах выпускают, главным образом, такие книги, которые хотят подчеркнуто выделить из общей массы изданий.
Стоит обратить внимание на объем книги. Если количество страниц в ней не больше 200, то стоит выбирать маленькие форматы, например,  105х160 мм или 127х200 мм.  Книги до 100 страниц рекомендуют делать «на скрепке внакидку», как школьные тетради. Если книга в мягком переплете и в ней 100 страниц, то толщина ее примерно 4 мм (в корешке).  Для твердого переплета понадобится 200 - 350 страниц. Конечно «толщину» книги можно увеличить за счет увеличения плотности (толщины) бумаги и за счет верстки, но это уже искусственное наполнение.
Для сборников стихов хорошо подходят маленькие форматы как в мягком так и в твердом переплете, эти форматы также следует выбирать для прозаического текста до 250 000 знаков, включая пробелы (при размере шрифта 11 pt и формате 110х165 мм это примерно 224 страницы)
Также очень важный параметр, влияющий на выбор формата – это размер шрифта. Если шрифт крупный (от 13 pt), то минимальный формат такой книги -  127х200, а рекомендуемый - 145х215. Такая зависимость обоснована внешним видом страницы и читабельностью текста при таких размерах шрифта и полосы набора (площадь, отводимая на странице издания под набор текста и/или воспроизведение иллюстраций) наглядно это видно на иллюстрации страниц с различными  форматами. Если прозаическое  произведение насчитывает 1 400 000 знаков, включая пробелы, то книга форматом 60х90 1/16 (140х215 мм) при размере текста 11 pt будет насчитывать  700 страниц. Не каждая типография возьмется за изготовление такой книги. Книги в 800 страниц требуют специальной бумаги и хорошего оборудования.
Книги с большим количеством иллюстраций, подарочные издания и альбомы рекомендуется печатать  на больших форматах от 170х240 мм. Большой формат позволяет делать верстку «свободной» и оригинальной. Если вашей задачей является издание хорошей иллюстрированной книги, но ваши финансовые возможности не соответствуют стоимости печати, то мы рекомендуем отложить не некоторое время издание книги, нежели выпустить книгу не соответствующую вашим желаниям – такая книга не принесет удовольствия и желаемого результата, не смотря на потраченные деньги и силы. Работая над красивыми изданиями, необходимо руководствоваться прежде всего соответствием его содержания внешнему виду книги.
 
Какой же все-таки выбрать формат? Сначала автор должен определиться с назначением книги – коммерческий проект или вы делаете книгу для себя и в подарок знакомым. Можно посмотреть на другие книги и выбрать для себя, какой бы вы хотели видеть свою книгу. Рассчитайте количество страниц, которое вам потребуется. В случае если страниц очень много (больше 400 для форматов 105х175 и 500 для форматов 127х200), выбирайте формат большего размера. Если, наоборот, количество страниц  нужно увеличить, то выбирайте формат меньше или экспериментируйте с версткой. Примерно оцените финансовые затраты и возможности.
 
* Самая большая книга в мире
Книга ученого из Массачусетского технологического института Майкла Хоули «Бутан: визуальная одиссея поперек Королевства» попала в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая в мире. В этом 60-килограммовом томе достаточно бумаги, чтобы покрыть футбольное поле. Размеры издания - 1,5 на 2 метра, в ней 112 страниц. Выпуск каждого экземпляра обходится в $2 тысячи. Хоули не раз бывал в Бутане в студенческих экспедициях и сделал там несколько тысяч фотографий. По словам ученого, самую большую книгу в мире он делать не намеревался. Просто, рассматривая крупные цифровые снимки, Хоули решил, что только они смогут представить Бутан во всей красе. Гигантская книга продается по $10 тысяч.
(Продолжение следует)




Политика конфиденциальности