Группа Вконтакте Группа на facebook Инстаграм Страница в Livejournal
тел.: (499)238-90-03,
(495)978-35-99
ikar_publisher@rambler.ru

Озерковская наб.,
д. 22/24, стр.2
20 лет вместе с Вами!
с 1997 года

Новости
От автора до читателя (продолжение)

Продолжаем публикацию пособия по книгоиздательству «От автора до читателя». Свои отзывы, вопросы, предложения присылайте на форум сайта или электронный адрес издательства ИКАР. 

Глава 3. По одежке встречают
 
Ориентация страницы
 
Строки на странице могут быть расположены по-разному. Расположение строк вдоль короткой стороны листа называется продольной (книжной, или портретной – от англ. Portrait) ориентацией страницы, в противном случае – поперечной (альбомной или ландшафтной – от англ. Landscape).
 
В длину и в ширину
 
При выборе соотношения размеров полей и текста на странице следует стараться достичь гармонии. Наряду с этой общей рекомендацией существуют и более конкретные правила. Ширина полей, отделяющих текст на странице от краев листа, зависит от характера верстаемого текста и может быть разной с разных сторон листа. Если речь идет о единственной странице, содержащей текст целиком, то левое и правое поля должна быть достаточно узкими и иметь одинаковую ширину. Верхнее поле должно быть шире левого и правого, а нижнее – шире верхнего. Рекомендуется следующая ширина (в относительных единицах) 3 для левого и правого поля, 5 для верхнего, 8 для нижнего.
 
Правила для выбора размера полей книжных страниц несколько отличаются от приведенных выше правил для отдельных страниц текста. Здесь следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы при развороте книги текст на смежных страницах выглядел бы симметрично. Аналогичные проблемы возникают при верстке любых многостраничных документов, если печать выполнятся на обеих сторонах листа. Наряду с требованиями эстетического характера к оформлению таких документов предъявляют и чисто технические требования. В частности, необходимо помнить, что часть внутреннего поля поглощается при подшивке переплете. Если не учесть этой технологической особенности, то в лучшем случае текст окажется «стянутым» к корешку книги, а в худшем – может частично попасть переплет, что затруднит чтение или сделает его вообще невозможным.
 
«Попасть в переплет» - эта поговорка взялась не на пустом месте!
 
Для установки размеров полей страницы можно воспользоваться следующим алгоритмом.
Сначала следует определить ширину части страницы, выделенной под текст (ширину набора), включив сюда при многоколонном наборе ширину межколонных интервалов. Разность между шириной страницы (без учета ширины переплета) и шириной набора следует поделить на три равные части. Одна из этих частей выделяется на внутреннее (или переплетное) поле, расположенное с той стороны листа, которая будет подшиваться. Две оставшихся – на внешнее поле, расположенное с противоположной обрезной стороны листа. Далее следует провести диагональ из левого нижнего в правый верхний угол страницы. Проведя горизонтальные линии через точки пересечения этих диагоналей с границами левого и правого полей, можно получить границы верхнего и нижнего полей.
Другим распространенным способом   определения полей является деление страницы на девять равных частей.
 
Чтобы определить формат издания до обрезки, размеры сторон выбранного листа следует разделить на соответствующие сомножители определителя доли. Как правило, большая сторона делится на больший сомножитель знаменателя, а меньшая сторона - на меньший. Например - формат печатной бумаги в см - 60х90/8, формат издания до обрезки: ширина 22,5 см (90 см : 4 = 22,5 см), высота 30 см (60 см : 2 = 30 см).
Формат издания после обрезки (то есть фактический формат книги или журнала) получается уменьшением ширины издания на 5 мм, а высоты - на 10 мм (при ширине реза, который необходимо уточнить в типографии, - 5 мм).
Гармония замысла и стиля
 
При работе над дизайном будущей книги можно использовать большое количество различных элементов. Наиболее распространенные из них приведены ниже.
 
Выпуск за обрез
Этот элемент макета представляет собой текст, рисунок или линию, которые будут выходить за границу полосы после ее обрезки. Подобные элементы могут стать очень эффективным средством дизайна.
Буквица (DROP CAP)
Это большая заглавная буква, спускающаяся вниз на несколько строк. При этом текст обтекает ее. Используется как элемент оформления, подчеркивающий начало текста или его подразделов.
 Выворотка (REVERSED OUT TEXT)
Текст, «вывернутый наизнанку», например белый текст на черном фоне.
Пуля (BULLET)
Метка пункта списка. Кружок размером в полукруглую шпацию получил весьма широкое распространение в качестве меток пунктов списков. Однако не стоит ограничиваться только этим символом. Символ в виде залитого квадратика или ромбика выглядит даже более солидно, чем кружок. Полый квадратик создает впечатление «дремлющей силы». Треугольник не так тяжел, как квадрат. Стрелки усиливают основное назначение метки: «смотри сюда!». В некоторых гарнитурах шрифтов, например в гарнитурах Zapf Dingbats и Wingdings, имеется еще ряд геометрических фигур.
Оборка
Оборкой называется текстовая выемка. Если в колонку вставляются рисунки или другой текст, то ее границы изменяются таким образом, что текст располагается вокруг вставки, как бы «обертывая» ее. Оборки могут быть прямоугольными, многоугольными или криволинейными в зависимости от целей дизайнера и возможностей программы макетирования.
Линейки (RULES)
Элементы оформления издания, представляющие собой горизонтальные или вертикальные линии, отделяющие элементы макета друг от друга. Линейки придают полосе законченный вид. Для привлечения внимания можно подчеркнуть заголовок или провести линию там, где заканчивается один раздел текста и начинается другой. Линейки применяются также для разделения самостоятельных частей полосы.
Рамка (PRINTING RULE)
Линия, ограничивающая растрированный фон, часть текста или иллюстрации.
 
Модульная сетка
Большую помощь в подготовке макета может оказать модульная сетка. Модульная сетка определяет дизайн будущего макета и задает места размещения колонцифр, текста, иллюстраций, заголовков и строк с фамилией автора в начале или конце статьи и т.д. Сетка разрабатывается художником. Продажа и установка межкомнатных дверей стеклянные двери у нас лучшие условия в Москве. Сетки иногда называют шаблонами или трафаретами. Она служит каркасом, определяющим, где на странице будут размещены элементы. Сетка представляет собой систему непечатаемых вертикальных и горизонтальных линий, разделяющих страницу.)
 
Пять советов по макетированию
 
1. Создайте банк образцов. Когда вы читаете журналы, книги, рекламные брошюры, собирайте образцы особенно удачных и неудачных решений. Складывайте их в две папки, озаглавленные «Хорошие» и «Плохие», отмечая, что хорошо или плохо в данном макете. Накопив достаточно материала, вы почувствуете себя гораздо увереннее в области технического и художественного редактирования.
2. Составьте план будущего издания. Чем проще, тем лучше. Соблюдая это правило, сделаете меньше ошибок. Кроме того, простые макеты выглядят четче, лучше читаются и обеспечивают концентрацию внимания читателей.
3. Не пытайтесь объять необъятное. Например, вы можете разместить на одной полосе 30 колонок текста, но кто сможет их прочитать?
4. Общее правило: не используйте больше трех специальных типографских эффектов на развороте из двух полос.
5. Ваш макет должен создавать четкое представление о характере документа. Если вы готовите к печати рекламный буклет, то пусть ваш макет выглядит как реклама, а не как научный трактат.
 
*Конкурент переписчикам
В России основателем книгопечатания стал Иван Федоров. В 1564 в Москве совместно с Петром Мстиславцем он выпустил первую точно датированную русскую печатную книгу «Апостол». Тираж издания составил около 2000 экземпляров, из которых сохранилось около 60. Книгу украшает фронтисписная гравюра с изображением апостола евангелиста Луки, http://www.ikar-publisher.ru/news_detail.php?id=139 изящные орнаменты. Книга стала образцом для последующих изданий. Против изобретения Федорова выступили монахи-переписчики, увидевшие в нем конкурента. При такой технике труд переписчика становился просто бессмысленным. Есть подозрения, что именно переписчики причастны к пожару в типографии Федорова, после которого он бежал в Литву, а потом на Украину.
(Продолжение следует)
 
Семь раз проверь!
 
Корректура текстов
 
Корректорская правка (корректура) - совокупность исправлений и процедура проверки текста. Задачи корректуры:
- Исправление опечаток; 
- Проверка орфографии;
- Проверка синтаксиса.
Корректура текста предполагает вычитку - итоговое прочтение отредактированного текста свежим взглядом, способным заметить  оставшиеся по недосмотру автора и редактора фактические, логические, смысловые, стилистические ляпы. Качественная корректорская вычиткаустраняет ошибки автора и наборщика (пропуски, опечатки), устанавливает единообразие обозначений и сокращений, названий, иных элементов текста; проверяет систему выделений, сносок, ссылок, нумерации.
 
Можно ли доверять автору?
 
Можно ли доверить корректуру текста автору? Можно, но не всегда. Доказано, что автор вычитывает собственное произведение хуже, чем чужое. Не все видят ошибки в собственном тексте, видимо, потому, что глаз уже «замылился». Не каждый автор способен и отредактировать свой текст. 
 
Качественное редактирование может выполнить только литературный редактор. Он исправляет стиль языка, логические, смысловые и фактические ошибки, в то время как корректор отвечает только за соответствие текста правилам русского языка.
 
Для корректуры существуют специальные корректурные знаки — условные графические обозначения действий, которые нужно выполнить правщику набора (заменить одну или несколько букв или слов другими, вставить или выбросить знаки, буквы, слова и т. д.).Большинство корректурных знаков вносят не только в месте исправления в строке, но и повторяют на поле против этого места, сигнализируя о необходимости внести исправление и уточняя, каким именно оно должно быть.
Требуется соблюдать следующие общие правила применения корректурынх знаков:
- выносить их при одноколонном наборе небольшого и среднего формата на правое поле, а при наборе большого формата или в две, три и более колонки — на ближайшее из полей;
- флажки знаков направлять в сторону того поля, на которое знак выносится;
- располагать знаки на поле против строки, в которую вносится исправление;
- одинаковые знаки применять только через 8—10 строк;
- соблюдать при нескольких исправлениях в одной строке следующий порядок: а) при выносе на правое поле — по порядку исправлений слева направо, б) при выносе на левое поле — первое исправление ближе к набору, второе — перед ним, третье — перед вторым и т. д., т. е. справа налево в порядке исправлений;
- перечеркивать текст так, чтобы перечеркнутый текст можно было прочитать;
- вставки текста более строки впечатывать на машинке;
- пропуски объемом более трех наборных строк не впечатывать, а прилагать страницу оригинала, где красным обвести пропущенный текст и на поле написать: Пропуск, а на корректурном оттиске в месте пропуска поставить знак вставки и рядом написать в кружке
- вожжи (линии, соединяющие корректурный знак с тем же знаком на поле) использовать только при наборе в три и более колонки;
- исправлять только темными чернилами (пастой), различными по цвету у каждого, кто держит корректуру, помнить, что карандашные исправления наборщик в расчет не берет, все письменные указания на полях обводить чернильными кружками, чтобы их случайно не набрали.
(Продолжение следует)
 




Политика конфиденциальности