Группа Вконтакте Одноклассники Страница в Livejournal
тел.: (495)777-30-39,
(495)978-35-99
ikar_publisher@rambler.ru

25 лет вместе с Вами!
с 1997 года

Новости
Искусство мимолетно, талант бессмертен. Книга «Шаляпинъ» - подарок библиофилам и меломанам

Еще при жизни он стал настоящей легендой. Выпустив репринтное издание книги «Шаляпинъ», которая вышла в свет в 1915 году в Петрограде,  издательство ИКАР сделало настоящий подарок библиофилам и меломанам.  Автор, известный музыкальный критик и искусствовед Эдуард Старк, писавший под псевдонимом Зигфрид, посвятил свой труд 25-летию творческой деятельности  великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина.  «Мимолетно и неповторимо сценическое искусство, - пишет Старк. - Только для своего времени оно, и ему не дано бессмертия». Однако Федор Иванович Шаляпин сумел сделать свое искусство бессмертным. Остались многочисленные записи его голоса, и мы имеем возможность наслаждаться его пением.  Шаляпин, представитель русской вокальной школы, обладал красивым басом огромного диапазона, необычайной выразительности и гибкости. Но величие его не в том, что он был поющим актером, а в том, что драматическое мастерство у него не уступало вокальному.  Был такой эпизод в жизни Шаляпина, когда он выступал в одном концерте с известным басом Василием Петровым, которого считали его соперником. Вышел Петров и сильным, мощным голосом исполнил арию Сусанина. Публика бурно аплодировала, зрители начали перешептываться, что Шаляпин не сможет «перепеть» Петрова. Вышел Шаляпин. Первую фразу он спел «пианиссимо», почти шепотом, но с такой глубокой болью в голосе, что у зрителей мороз пошел по коже. Стало понятно, что Шаляпин не «перекричал» и не «перепел» Петрова, а «переиграл».

 
Федор Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани в семье выходцев из крестьян. Отец служил писцом в земской управе. С детства Федор пел в церковных хорах. Он смог закончить только два класса городского училища, на дальнейшее образование в семье не было денег.  Были времена, когда он зарабатывал на жизнь тяжелым трудом – грузчиком, писцом, крючником, жил на нищенские заработки, порой не имея даже нормального ночлега. Еще в 12 лет увлекся театром, участвовал в спектаклях в качестве статиста. Первую оперную партию исполнил в 1890 году в Уфе. С 1891 года путешествовал с передвижными театральными труппами по России. Оказавшись в 1892 году в Тбилиси, занялся вокалом у педагога Д.Усатова. Тот обратил внимание на то, что у Шаляпина уже от природы поставленный голос, что бывает чрезвычайно редко, и ему не пришлось тратить целые годы на вокальную подготовку.  
Шаляпин пел в оперной труппе Саввы Мамонтова, в Большом, Мариинском театрах, блистал на лучших сценах мира – в миланском Ла Скала, нью-йоркском Метрополитен-опера, театрах Рима, Парижа, Берлина.В 1922 году Шаляпин выехал на гастроли за границу и не вернулся. Он скончался в Париже в 1938 году и был похоронен на кладбище Батиньоль. В 1984 году прах Ф. Шаляпина перевезли на Новодевичье кладбище в Москве. инструкция по применению и состав карепроста
 
В своей книге Эдуард Старк особое внимание уделил драматическому мастерству Шаляпина, его умению создать яркий художественный образ. Каждой значительной роли в репертуаре певца посвящена отдельная глава, которую иллюстрируют прекрасные фотопортреты, выполненные Фишером и Шерлингом. Эти иллюстрации – сами по себе уже произведение искусства. «Напряжение ужаса достигает высшей точки, - пишет Старк о роли Бориса Годунова в опере М.П.Мусоргского. – Потрясение всего существа непомерно больше, чем может вынести человек». В арии Годунова «слышится вопль затравленного зверя».
Рассказывая о разных образах, созданных Шаляпиным,  автор не перестает удивляться его искусству перевоплощения: «Словно перед нами другой человек! Неужели это один и тот же артист?» Монументальный Мефистофель, оживший каменный барельеф – Олоферн, безумный мечтатель Дон Кихот, величественный в своей царственной муке Борис Годунов,  смешной и нелепый Дон Базилио, смиренный крестьянин Иван Сусанин - что общего между ними? Где границы таланта Шаляпина? Нет границ. Его талант поистине безграничен. Добиваясь правдивости образа, Шаляпин, например, поставил условие постановщику спектакля «Иван Сусанин», что его герой выйдет на сцену в старом армяке и лаптях, а не в парадных одеждах, как было принято в опере.
 
Восхищаясь драматическим мастерством певца, его умением создать неповторимый облик своего героя, Старк отмечает, что Шаляпин развертывает чудеса монументальной пластики, сменяя один скульптурный облик на другой. Портреты известных художников и снимки мастеров начала прошлого века, украшающие книгу, как нельзя лучше иллюстрируют мастерство перевоплощения великого певца.
Солидный том в прекрасном переплете просто приятно подержать в руках.  Выпущенная в лучших традициях российского книгоиздательства, книга «Шаляпинъ» порадует любителей искусства, словесности  и всех, кому не безразлична судьба родной культуры.

 





Политика конфиденциальности