Группа Вконтакте Одноклассники Страница в Livejournal
тел.: (495)777-30-39,
(495)978-35-99
ikar_publisher@rambler.ru

25 лет вместе с Вами!
с 1997 года

Новости
"Только не надо за все это ненавидеть свою страну"

«Как я их помню» (Галина Фон Мекк). Из предисловия: "Николай Карлович фон Мекк - сын железнодорожного первопроходца Карла Федоровича фон Мекка и Надежды Филаретовны фон Мекк - известной меценатки Чайковского, Дебюсси, Н.Рубинштейна, Пахульских, Венявского и др. Николай Карлович - "Энергичный и вечно деятельный" - так его описывали современники. Основной преемник железнодорожного дела отца,  прошел путь от кочегара, машиниста, причем не на "своей" дороге, кассира, смотрителя, ревизора и т.д. до председателя Правления МКзЖД, коим был избран 1 мая 1892 года и оставался им до национализации дороги в 1918 году. МКзЖД стала при нем истинно лидирующей частной дорогой с дивидендами до 32% годовых, с увеличение длины путей в 13 раз, со строительством своих заводов, элеваторов, жилья, больниц, школ для работников. Крупнейшая частная компания России - в 1913 году оборот 215 млн. с доходностью 15%. Украсил Москву Казанским вокзалом, к оформлению  которого привлек Щусева, Кустодиева, Билибина, Рериха, Лансере, Серебрякову, Бенуа, Добужинского и других. Еще до революции разрабатывал план Московского метрополитена, причем не только пассажирского, но и грузового. Будучи юристом по образованию, сам разрабатывал паровозы, а в военные годы бронеавтомобили для железных дорог. Начал строить город-сад для служащих Московско-Казанской дороги (ныне Жуковский). В Великую войну был назначен уполномоченным министерства Земледелия по снабжению армии продовольствием - неоднократно благодарственно упоминался в письмах Императрицы Александры Федоровны к Императору Николаю Александровичу. Кроме железных дорог был известен в автомобилизме - первый председатель первого в стране Московского автоклуба, командор четырех Императорских автопробегов. В воздухоплавании - организатор первого перелета Санкт-Петербург - Москва, заместитель Председателя Московского общества воздухоплавания, коннозаводчик рысистых лошадей и тяжеловозов, хозяин конезаводов, выращивал клубнику, абрикосы и персики в Подмосковье. Да такие, что их покупал Елисеевский гастроном! Призер сельскохозяйственных выставок, крупнейший коллекционер живописи, руководил благотворительными складами Великой княгини Елизаветы Федоровны, которая охарактеризовала его как "честнейшего слугу царю и отечеству", более 20 лет был ближайшим ее помощником в благотворительной деятельности. Был вхож к Императрице. Оба сына погибли офицерами. Младший Аттал - в Брусиловском прорыве, старший Марк - в Гражданской войне.  После революции не уехал, остался помогать стране развивать транспортную систему. После 17 обысков и арестов, многих месяцев на Лубянке в мае 1929 года репрессирован, расстрелян без суда по «инженерному делу». За две недели до расстрела сказал навестившей его в тюрьме дочери: «ДОЧЕНЬКА, ТОЛЬКО НЕ НАДО ЗА ВСЕ ЭТО НЕНАВИДЕТЬ СВОЮ СТРАНУ»."

Портрет Николая Карловича фон Мекка кисти Б. Кустодиева, 1913г





Политика конфиденциальности