Группа Вконтакте Одноклассники Страница в Livejournal
тел.: (495)777-30-39,
(495)978-35-99
ikar_publisher@rambler.ru

25 лет вместе с Вами!
с 1997 года

Новости
От автора до читателя. Рукописи не горят!

Сегодня мы приступаем к публикации пособия по книгоиздательству для начинающих издателей, литераторов и всех, кто хочет выпустить свою книгу. У авторов, отправляющих рукопись в издательство, неизбежно возникают вопросы: как ее подготовят к печати,  что получится в результате,  - то есть,  как замысел воплотится в жизнь. Мы намерены проследить весь путь, который проходит книга от автора до читателя. Надеемся, что наш труд будет интересен не только профессионалам, но и всем книголюбам, всем, кто любит читать и держать в руках настоящую, а не виртуальную книгу.

Свои замечания, отзывы, вопросы и предложения просим направлять на форум нашего сайта или на электронный адрес издательства ikar_publisher@mail.ru
 
Глава 1. Книга будет жить
 
Слухи о скорой смерти, которую уже столько раз предсказывали бумажной книге, оказались преувеличенными. У книги в последние годы появилось много конкурентов – телевидение, социальные сети, Интернет, электронные версии текстов. Конечно, смотреть движущиеся картинки – легче, чем искать смысл в словах и фразах. Да к тому же часто можно и не тратить деньги на покупку литературы, а просто скачать ее в Интернете. Правда, такую книгу не подержишь в руках, не сможешь любовно перелистать страницы, не вдохнешь запах тайны – ведь для истинного библиофила любимая книга имеет свой неповторимый аромат. «Я сужу о городе по количеству имеющихся в нем книжных магазинов», - говорил знаменитый музыкант Артур Рубинштейн.
«Можно определить достоинство народа по количеству книг, которые он поглощает», - считал французский писатель и политический деятель Эдуард Лабуле. Если верить этому высказыванию, достоинство российского народа налицо: последние книжные выставки-ярмарки убеждают, что интерес к литературе всех жанров и направлений не угас. Россия по-прежнему остается самой читающей страной в мире. Ни один стенд во время книжного форума не пустует, десятки тысяч читателей ищут и находят то, что им нужно, покупают «чтиво» и серьезные произведения, «пальп-фикшн» и «нон-фикшн», книги на все вкусы, интересы и возрасты.
 
Правда, есть и другое наблюдение: вы заметили, что в последнее время люди стали чаще выбрасывать книги? Причем в мусор отправляются не только «одноразовые» карманные книжицы, созданные для того, чтобы читатель просто убил время. В мусорном баке иногда можно найти и целые собрания сочинений классиков. С первыми все понятно: изданы они, как правило, кое-как, на плохой бумаге, да и содержание таково, что перечитывать вряд ли захочется. Что касается последних, то их, видимо, покупали в те годы, когда книги были дефицитом, и не для чтения, а для того, чтобы заполнить книжные полки и показать, что в доме «все как у людей». Скорее всего, их хозяева никогда не любили читать и не понимали всей ценности книги.
Как создать книгу, которая проживет долгий век, которую будут читать и перечитывать, и которую никакая рука не поднимется выбросить?
Об этом расскажет наше издание, наша книга о книгах. «За мной, читатель!» - как говорил Михаил Булгаков.
 
Не надо писать в стол
 
Если книга написана, она должна быть издана. Так считает большинство авторов, и, по сути, все они правы. Зачем писать в стол? Прошли времена, когда выпуску той или иной книги мешали различные государственные структуры, цензура, строгие критики и редакционные советы. Ничто не стоит между автором и читателем, если есть желание донести свое творчество до масс. Можно выпустить в свет все: стихи, прозу, мемуары, историю своей семьи, философский труд, монографию, научное исследование, очерки о путешествиях по городам и странам.
«Нет шедевров, погибших в забвении», - утверждал Бальзак. «Рукописи не горят», - сказал Михаил Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита». И не горят они благодаря издателям, которые облекают идеи автора в конкретную зримую форму - книгу. Для того, чтобы рукопись «не сгорела» и чтобы о ней узнал мир, и автору, и издателю прежде всего нужно понять, что именно они хотят издать. 
Когда в издательство приходит новый автор, издатель, ознакомившись с его произведением, первым делом прикидывает, окупятся ли расходы, если рукопись будет выпущена в свет за счет издательства, принесет ли это прибыль. Если это начинающий автор и если он написал не криминальный роман, то, скорее всего, книга не найдет большого спроса и не сможет окупить затраты на ее производство, будь она хоть трижды талантлива. Ольга Славникова, лауреат «Русского Букера», в одном из интервью упрекнула издательства в том, что они не заботятся о читательском вкусе: «Издатель вечно стремится повторить вчерашний успех, свой или чужой. Он очень редко пытается создать что-то новое. Ему всегда нужен кто-то второй — вторая Донцова, вторая Маринина, второй Акунин — и никогда ничего первого. Это, конечно, сильно сказывается на состоянии книжного рынка и на читательских вкусах. Но, с другой стороны, не будем забывать, что читатель в массе своей предпочтет детективы любому Борхесу».
В словах писателя есть доля истины, но не надо забывать, что коммерческие издательства – самостоятельные предприятия и не подчиняются ни Союзу писателей, ни каким-либо общественным организациям. При выборе материалов для издания, они руководствуются исключительно рыночным спросом и преследуют единственную цель – извлечение прибыли. Издательство – не благотворительная организация, в его задачи не входит поддержка молодых талантов. Автор тоже должен это понимать. Если желание напечататься велико, можно попытаться издать книгу за свой счет небольшим тиражом. Если книгу заметят, если о ней напишут критики или сообщат в новостях, это даст толчок к дальнейшему успеху, и в новый автор получит шанс стать вторым Акуниным или второй Марининой.
Часть авторов рассчитывает заработать деньги на издании своих книг. Особенно это относится к успешным бизнесменам, психологам, целителям, создателям различных оздоровительных методик и т.п. Кстати, на последней книжной выставке-ярмарке Non-fiсtion больше всего было продано книг по кулинарии. Ученые хотят издать книгу для популяризации своих научных теорий, опубликовать результаты своих исследований. В последние годы все больше людей стремятся увековечить себя и своих близких в мемуарах и хрониках, рассказав о своей жизни и деятельности, достигнутых успехах или собрав воспоминания о своих родных, генеалогическом древе и истории своей семьи. Такие книги могут стать хорошим подарком друзьям и родственникам. Иногда книга публикуется для определенной аудитории - коллег, бизнесменов, товарищей по партии и т.п. В этом случае книга становится чем-то вроде визитной карточки, частью пиар-кампании автора или его предприятия.
 
*Первая образцовая типография
 Один из самых успешных российских книгоиздателей - Иван Дмитриевич Сытин (1851 – 1934). Сын волостного писаря, он приобрел литографическую машину и открыл литографическую мастерскую — «Первая Образцовая типография». Первым удачным коммерческим мероприятием И.Д. Сытина стал массовый выпуск карт боевых действий русско-турецкой войны. В 1882 году Сытину вручили бронзовую медаль Всероссийской промышленной выставки. В 1884 году при его участии было создано издательство «Посредник», прославившееся выпуском произведений Л.Н Толстого, И.C. Тургенева, Н. С. Лескова по доступным для широкого читателя ценам. На Нижегородской выставке Сытин представил другой удачный коммерческий проект - «Всеобщий календарь на 1885 год», ставший незаменимым справочником все случаи жизни для многих российских семей. В следующем году тираж «Всеобщего календаря» составил 6 миллионов экземпляров, а к 1916 году превысил 21 миллион. Советская власть национализировала все предприятия И.Д. Сытина, а он сам выполнял различные работы по поручению правительства.
 
Самостоятельно подготовить будущую книгу к печати, сделать макет и сверстать рукопись – это под силу только профессионалам. Вряд ли даже начинающий автор согласится с тем, чтобы книга имела невзрачный внешний вид, была плохо вычитана и распадалась на страницы. Поэтому лучше передать всю подготовку книги в надежные руки профессионалов. После того, как будут согласованы цели и задачи автора, издательство выберет оформление книги, разработает ее дизайн и осуществит всю последующую подготовку.
Подготовка рукописи к изданию – сложный и продолжительный процесс, состоящий из цепочки взаимосвязанных этапов. До недавнего времени каждый этап выполнял узкий специалист: редактор, корректор, художник, Лучший выбор мягкой мебели и диванов Американка в магазине divan.com.ua наборщик, печатник. Появление настольных издательских систем Desktop Publishing – DTP – стерло грани между отдельными этапами подготовки изданий, упростило и ускорило процесс. Средства автоматизации издательского труда настолько мощны, что практически всю работу могут выполнить один-два человека. Такой профессионал широкого профиля должен хорошо разбираться в технологических особенностях отдельных этапов, учитывая при этом их взаимосвязь и взаимозависимость.
Но прежде чем приступать к составлению макета, автор и издатель должны четко понять, какой тип книги они намерены выпустить в свет.
 
Что такое книга?
 
На этот вопрос есть много ответов. «Книжка - сшитые в один переплет листы бумаги, или пергамента: | писание, все что в книге содержится; | раздел, отдел в обширном письменном сочинении» (Толковый словарь В.Даля). Книга еще и носитель и передатчик информации, к тому же это приспособление, благодаря которому читатели могут пользоваться этой информацией. Для издателя книга – конечный продукт производства, а для книготорговца – единица товара.
Книги различаются по внешней и внутренней конструкции. 
Еще до начала работы по внешнему оформлению важно понять содержание, функциональное назначение книги и аудиторию, которой она адресована. От этого и будет зависеть внешний вид издания:
- формат
- элементы оформления
- способ печати
- обложка
- бумага.
По функциональному назначению (социальной задаче) книги бывают научные, учебные, литературно-художественные, развлекательные, научно-популярные, справочные и т.д.
По содержанию книги можно разделить на философские, искусствоведческие, исторические, математические, биологические и т.д.
По назначению различаются книги для взрослых и для детей. При этом взрослых можно поделить на несколько групп:
- массовый читатель (практически все грамотные люди),
- широкий читатель (люди, объединенные одним интересом или любовью к одной теме, например, кино, театр, история), 
- узкая аудитория (малочисленная группа, например, одной специальности).
Все эти особенности нужно обговорить с автором еще «на берегу», то есть до начала работы над изданием книги. Например, оформление детской книги отличается от оформления книги для взрослых: для детей выбирается удобочитаемый шрифт более крупного кегля, яркие иллюстрации, привлекательна обложка, удобный формат. Для научной литературы не обязательны многие элементы оформления, без которых не обойтись при издании стихов или романов. Зато в научных книгах часто используются таблицы, графики или чертежи, что делает их верстку не такой простой, как при сплошном тексте.
Если принято решение печатать книгу, то производится расчет затрат на ее производство.
 
*Конкуренция – двигатель торговли
Конкурентом Сытина был Адольф Федорович Маркс (1838 - 1904). Выпускал основанный им и первый в России массовый иллюстрированный еженедельный журнал «для семейного чтения» — «Нива». С 1871 года Маркс начал практиковать рассылку в качестве приложения к «Ниве» журнал «Парижские моды», а с сентября 1879 года стал выпускать бесплатные приложения к «Ниве» — картины, портреты, календари. Бесплатными приложениями к «Ниве» выходили целые собрания сочинений крупнейших русских и зарубежных писателей. Упрочив свое финансовое положение, Маркс получил возможность приобретать права и у наследников классиков. Такая издательская политика принесла свои плоды: подписка на журнал возросла до 250 тысяч экземпляров. Благодаря дешевизне издания А. Ф. Маркса распространялись по российской провинции невиданными прежде тиражами. В 1914 году, через 10 лет после смерти издателя, большую часть паев «Товарищества издательского и печатного дела А. Ф. Маркс» приобрел И.Д. Сытин.
 
(Продолжение следует)
 
 




Политика конфиденциальности