Группа Вконтакте Одноклассники Страница в Livejournal
тел.: (495)777-30-39,
(495)978-35-99
ikar_publisher@rambler.ru

25 лет вместе с Вами!
с 1997 года

Новости
Бессмертный голос

13 февраля исполнилось 138 лет со дня рождения великого русского певца Федора Шаляпина. Федор Иванович Шаляпин родился в Казани, в семье вятского крестьянина. С юных лет он зарабатывал на жизнь ремеслом сапожника, токаря, переписчика. Одновременно пел в церковном хоре. Побывав однажды на спектакле заезжей труппы, увлекся театром, поступил в хор Уфимской оперы.  Много гастролировал по стране с различными труппами. Профессиональную сценическую деятельность начал в Тбилиси, где занимался у вокального педагога Д. А.  Усатова. Местную публику покорил партиями Мефистофеля («Фауст» Гуно), Мельника («Русалка» Даргомыжского). В 1895 году был принят в труппу Мариинского театра. В 1896 году по приглашению мецената Саввы Мамонтова поступил в Московскую частную русскую оперу, где спел ведущие партии во многих спектаклях  и имел большой успех.
За годы работы в театре Шаляпин исполнил почти все основные басовые партии своего репертуара: Сусанин («Иван Сусанин» Глинки), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Борис Годунов, Варлаам и Досифей («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского), Иван Грозный и Сальери («Псковитянка» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова), Олоферн («Юдифь» Серова). Вслед за московской публикой Шаляпин покорил петербургских зрителей.  В 1901 году с триумфом выступил в миланском театре «Ла Скала» и начал большое гастрольное турне по мировым оперным площадкам.

После Октябрьской революции Ф.И. Шаляпин стал художественным руководителем Мариинского театра. В 1922 году, уехав за границу на гастроли, Шаляпин не вернулся в Советский Союз  и поселился в Париже.  Огромный успех принес Шаляпину не только его прекрасный голос, но и незаурядное драматическое дарование.  Шаляпин, представитель русской вокальной школы, обладал красивым басом огромного диапазона, необычайной выразительности и гибкости. Но величие его не в том, что он был поющим актером, а в том, что драматическое мастерство у него не уступало вокальному. Был такой эпизод в жизни Шаляпина, когда он выступал в одном концерте с известным басом Василием Петровым, которого считали его соперником. Вышел Петров и сильным, мощным голосом исполнил арию Сусанина. Публика бурно аплодировала, зрители начали перешептываться, что Шаляпин не сможет «перепеть» Петрова. Вышел Шаляпин. Первую фразу он спел «пианиссимо», почти шепотом, но с такой глубокой болью в голосе, что у зрителей мороз пошел по коже. Стало понятно, что Шаляпин не «перекричал» и не «перепел» Петрова, а «переиграл».

Скончался Шаляпин  в 1938 году в Париже. В 1984 году его прах был перезахоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Издательство ИКАР выпустило репринтное издание книги «Шаляпинъ», которая вышла в свет в 1915 году в Петрограде.  Автор, известный музыкальный критик и искусствовед Эдуард Старк, писавший под псевдонимом Зигфрид, посвятил свой труд 25-летию творческой деятельности  великого русского певца.  «Мимолетно и неповторимо сценическое искусство, - пишет Старк. - Только для своего времени оно, и ему не дано бессмертия». Однако Федор Иванович Шаляпин сумел сделать свое искусство бессмертным. Остались многочисленные записи его голоса, и мы имеем возможность наслаждаться его пением.   В своей книге Эдуард Старк особое внимание уделил драматическому мастерству Шаляпина, его умению создать яркий художественный образ. Каждой значительной роли в репертуаре певца посвящена отдельная глава, которую иллюстрируют прекрасные фотопортреты, выполненные Фишером и Шерлингом. Эти иллюстрации – сами по себе уже произведение искусства. «Напряжение ужаса достигает высшей точки, - пишет Старк о роли Бориса Годунова в опере М.П.Мусоргского. – Потрясение всего существа непомерно больше, чем может вынести человек». В арии Годунова «слышится вопль затравленного зверя».
Рассказывая о разных образах, созданных Шаляпиным,  автор не перестает удивляться его искусству перевоплощения: «Словно перед нами другой человек! Неужели это один и тот же артист?» Монументальный Мефистофель, оживший каменный барельеф – Олоферн, безумный мечтатель Дон Кихот, величественный в своей царственной муке Борис Годунов,  смешной и нелепый Дон Базилио, смиренный крестьянин Иван Сусанин - что общего между ними? Где границы таланта Шаляпина? Нет границ. Обучение в Связном - день 1 - командный тренинг. Первый день обучения в Связном. Первый день обучения в Связном оказался ещё одним днём отбора кадров. Ученический договор ещё не заключен, а значит, даже стипендию будущим сотрудникам ещё никто не платит. Но большинство собравшихся на эти условия полностью согласны. Его талант поистине безграничен. Добиваясь правдивости образа, Шаляпин, например, поставил условие постановщику спектакля «Иван Сусанин», что его герой выйдет на сцену в старом армяке и лаптях, а не в парадных одеждах, как было принято в опере. Восхищаясь драматическим мастерством певца, его умением создать неповторимый облик своего героя, Старк отмечает, что Шаляпин развертывает чудеса монументальной пластики, сменяя один скульптурный облик на другой. Портреты известных художников и снимки мастеров начала прошлого века, украшающие книгу, как нельзя лучше иллюстрируют мастерство перевоплощения великого певца.
Солидный том в прекрасном переплете просто приятно подержать в руках.  Выпущенная в лучших традициях российского книгоиздательства, книга «Шаляпинъ» порадовала любителей искусства, словесности  и всех, кому не безразлична судьба родной культуры.
 
 




Политика конфиденциальности