Группа Вконтакте Группа на facebook Инстаграм Страница в Livejournal
тел.: (499)238-90-03,
(495)978-35-99
ikar_publisher@rambler.ru

Озерковская наб.,
д. 22/24, стр.2
20 лет вместе с Вами!
с 1997 года

Новости
От автора до читателя (продолжение)

Продолжаем публикацию пособия по книгоиздательскому делу "От автора до читателя". Свои отзывы и пожелания вы можете высказать на форуме сайта или отправить по электронной почте издательства ИКАР.

Глава 7. И расчет, и вдохновение
Как сверстать книгу
После того, как продуман общий вид книги, определены все его необходимые элементы и составлен макет, за дело берутся верстальщики. Именно они воплотят замысел автора и дизайнера и подготовят полосы издания к печати. Верстка - один из основных процессов полиграфического производства, в ходе которого печатное произведение приобретает окончательный вид и ее уже можно пускать в печать (на печатную машину). От качества выполнения верстки книги напрямую зависит качество готовой книги.
Верстка - это составление страниц (полос) книг определенного размера из набранных строк, заголовков, иллюстраций в соответствии с разметкой или макетом. Верстка представляет собой сложный производственный процесс монтажа (составления) книжных полос заданного формата из подготовленного набора рукописи и иллюстраций. При верстке книги нужно соблюдать обязательные технические правила, стилевое и техническое единство оформления и художественную целостность издания, соответствие каждой полосы, каждого разворота как их содержанию, так и общему принципу оформления книги.
Верстка полос книги осуществляется на основе макетов, которые дают представление о размещении материалов на полосах будущего издания, о шрифтах, которые будут использованы при верстке и других элементах оформления. Получив текстовые файлы и папки с фотографиями, верстальщик просматривает полученные материалы и предварительно представляет себе результат своей работы. Часто он сам разрабатывает макет книги. При этом он руководствуется общими правилами верстки книг.  Если для упрощения процесса верстки макет приходится «подгонять под удобство» верстальщика, то в готовой книге такие отступления от правил не допускаются
.
Электронный макет книги изготавливается на компьютере в определенных программах верстки. Как правило, в этих программах расположение текста и изображений показывается окрашенными прямоугольниками. Для верстки книг в издательстве применяются такие программы, как QuarkXPress, InDesign, PageMaker. Для верстки изданий, содержащих большое количество математических формул, таблиц и т. д. используются специальные программы.
Процесс верстки книг состоит из следующих этапов:
- определяется формат полосы, т. е. задаются формат страницы, размеры полей;
- задаются и сохраняются стили оформления отдельных элементов, для того, чтобы автоматически соблюдалось единообразие оформления основных элементов издания. Стиль оформления подразумевает выбор гарнитуры, кегля, начертания шрифта;
- создаются шаблоны. Для автоматического отображения на полосах издания повторяющихся элементов, например, колонцифры, колонтитул.
С чего начать
При наличии всех элементов издания верстка их производится в таком порядке:
на первой полосе – авантитул или издательская марка;
на второй полосе – контртитул или фронтиспис;
на третьей полосе титул, иногда – в случае отсутствия вышеперечисленных элементов – ставящийся на первую полосу;
пятая (или третья) полоса с пустым оборотом – здесь стоит аннотация, а иногда на обороте титула и выпускные данные, тут же помещают относящиеся ко всей книге посвящение или эпиграф;
следующая нечетная полоса – на ней может размещаться содержание или оглавление; дальше, снова с нечетной полосы, вступительная статья, затем, тоже с нечетной полосы, предисловие или предисловия; введение верстается после всех предисловий на нечетной полосе, а если оно отсутствует, то далее следует начало самого текста;
после основного текста, как правило, размещаются следующие элементы – послесловие, заключительная статья (лучше с нечетной полосы), затекстовые примечания и комментарии (могут начинаться с нечетной полосы со спуском, иногда и со шмуцтитулом); приложения начинаются обязательно с нечетной полосы со спуском, если шмуцтитула нет – можно без спуска; списки литературы со спуском на отдельной полосе, указатели – также с новой полосы со спуском, оглавление или содержание (с новой полосы со спуска) и, наконец, выпускные данные на отдельной полосе (по оптической середине или снизу) или на последней полосе оглавления (внизу на полный формат);
после выпускных данных иногда можно разместить книжные объявления или полосы «для заметок», но чаще их помещают после оглавления до выпускных данных.
Блоки
При верстке полос книги для размещения текста и изображений создаются блоки. Так, текстовые блоки заполняются текстом, причем, этому тексту можно задать стиль либо из созданных ранее, либо пользуясь соответствующими палитрами программы. Иллюстрационные блоки, соответственно, заполняются изображениями, обработанными ранее в соответствующих программах. В программах верстки можно менять масштаб изображений, но обрабатывать изобразительную информацию не рекомендуется. Программы верстки позволяют рисовать штриховые изображения. После заполнения текстовых блоков верстку необходимо отредактировать для того, чтобы соблюдались правила верстки
Золотая середина
Все требования к верстке можно разделить на композиционные, гигиенические и стилистические.
Композиционные требования связаны с понятием технической и информационной совместимости, когда соблюдается постоянство форматов полос, их приводность (последовательное без накладок размещение текста на полосах), правильная соподчиненность элементов текста. Заголовки, формулы, таблицы, то есть все элементы, отличающиеся от основного текста, отбивками по высоте приводятся к высоте, кратной кеглю основного текста. Такое правило не применяется только для изданий газетного типа.
Гигиенические требования  призваны защитить здоровье потребителя. В случае с печатной продукцией они в первую очередь обеспечивают защиту зрения в процессе чтения: применение удобочитаемых шрифтов, соблюдение выверенных интервалов между частями текста и необходимой ширины полей.
Стилистические требования направлены на поддержание единого гармоничного образа издания: это единообразие текстовой структуры. Красивая верстка всегда выполнена по правилам «Золотого сечения».
Известно, что глаз при созерцании предметов лучше воспринимает такое их соотношение, когда больший отрезок линии относится к меньшему, как вся линия к большему отрезку. Математически это выглядит как (А + В) : А = А : В. И если меньший отрезок В считать равным 1, то А будет равно примерно 1,61. Для человеческого глаза такие пропорции удобны скорее всего по той причине, что глазные мышцы при этом испытывают наименьшее напряжение. Кроме того человек лучше видит горизонтали, чем вертикали. Потому сжатое в ширину и вытянутое в высоту изображение – это касается и букв, и страниц – часто оказывается удобнее.
Давно установлено – с эстетической точки зрения лучше воспринимаются не хаотические композиции, а плоскости с четкими геометрическими пропорциями. Впрочем, научного обоснования этому пока нет.
Разработано много вариантов пропорций между шириной и высотой страницы. Чтобы сориентироваться при подготовке макета к верстке, можно исходить или из иррациональных пропорций, определяемых геометрически (золотое сечение – 1:1,618, отношение стороны квадрата к его диагонали – 1:1,41; 1:1,538; 1:1,732), или из простых рациональных пропорций (1:2, 2:3, 3:4, и близких к золотому сечению 5:8, 5:9).
Необходимо продумать правильное сочетание всех элементов оформления книги. Если все сделано грамотно, то размеры полосы набора хорошо сочетаются с шириной полей и отступов, шрифт не противоречит формату издания, графика смотрится органично. Но в случае небрежности страдает весь вид книги. Об этом нельзя забывать при верстке и объемного тома, и небольшой брошюры.
«Не оскорбить ни глаз, ни разум!»
 
Согласно общепринятым правилам верстки книг, все рядовые полосы должны иметь одинаковые размеры; спуски в спусковых полосах по всему изданию должны также иметь одинаковые размеры. Набор не должен быть ни «жидким», ни «рыхлым». Последнее правило обеспечивается благодаря обеспечению определенных размеров междусловных пробелов. На полосах не должно быть висячих строк – последняя строка абзаца в начале полосы и первая строка абзаца в конце полосы. Для устранения висячих строк при вёрстке применяют операцию, которая носит название вгонка-выгонка, т.е. изменяют междусловные пробелы в одном из абзацев, который предшествует висячим строкам. В результате висячая строка либо убирается на предшествующую полосу, либо на данную полосу выгоняется строка, предшествующая висячей. На полосе также должны отсутствовать так называемые «коридоры» – совпадения междусловных просветов более чем в трех строках. Убрать «коридоры» можно также путем изменения размеров междусловных просветов.

Новички часто пренебрегают установкой межбуквенных просветов (или пробелов). А ведь это - один из основных способов улучшения внешнего вида документа. Понятие межбуквенного просвета тесно связано с такими понятиями, как кернинг и трекинг.
Кернинг
При выполнении верстки, особенно в больших кеглях, следует учитывать влияние на внешний вид текста тщательной верстки сочетаний букв. Расположение литер в слове без коррекции межбуквенного просвета для некоторых пар символов дает малопривлекательный результат. Создается иллюзия неравномерности интервала. Особенно это заметно, например, для пары литер W и А. Мощные DTP-системы имеют специальные средства, позволяющие определить величины межбуквенного просвета для всех пар литер каждого из используемых в них шрифтов. Выполняемая при верстке «тонкая подгонка» межбуквенных просветов для определенных пар литер называется кернингом (англ. kerning).
Трекинг
Трекинг оказывает самое сильное влияние на окраску текста, поскольку им определяется расстояние между отдельными буквами. Чем больше разрядка между буквами, т.е. свободнее трекинг, тем светлее окраска. Если трекинг достигает максимума, текст начинает рваться и утрачивает окраску, потому что его однородность нарушается.
При использовании трекинга рекомендуется учитывать ряд особенностей восприятия человеком типографского текста. Например, текст, набранный крупным шрифтом, выглядит лучше, если литеры в словах стоят теснее (чем при использовании стандартного интервала). Это особенно заметно, когда слово набрано целиком прописными литерами. Степень необходимой коррекции межбуквенного пробела зависит не только от кегля, но и от гарнитуры. Некоторые гарнитуры требуют более ощутимого трекинга, другие могут обойтись практически без такового. Особенно полезен трекинг в ситуациях, когда возникает необходимость плотного набора некоторых частей текста, например, в отдельных графах таблицы.
Увеличивать трекинг приходится сравнительно редко, но в двух случаях это весьма желательно. При жирных шрифтах заголовков буквы занимают все пространство, так что, кажется, и не вздохнуть. Поэтому и вводят небольшую разрядку, которую печатники так и называют-воздух. Второй случай удачного использования трекинга - получение особого эффекта, все более популярного у полиграфистов: разрядка букв в слове таким образом, что между отдельными буквами величина просвета превышает ширину символа. Этот прием хорош для текстов, набранных заглавными буквами, особенно если текст небольшой, расположен в одной строке и является шапкой или подзаголовком.
Интерлиньяж
Это растояние между базовыми линиями соседних строк. Оно измеряется в пунктах и складывается из кегля шрифта и расстояния между строками. Например кегль 10 пунктов при расстоянии между строками в 2 пункта называют кеглем 10 пунктов при интерлиньяже 12 пунктов. Пишется 10/12.
Отрицательный межстрочный интервал
Интерлиньяж считается отрицательным, когда он меньше, чем размер шрифта в строке, например, если интерлиньяж составляет 20 пт при размере шрифта 24 пт. Манипулируя величиной интерлиньяжа и приводя ее к очень маленьким значениям, можно добиться частичного наложения следующей строки на предыдущую.
Отрицательный интерлиньяж при верстке обычных текстовых документов используется относительно редко. Но возможность использовать отрицательную величину безусловно полезна при оформлении различных логограмм, заголовков, колонтитулов, иллюстрации и пр.
Подгонка текста
      *Уплотните трекинг, чтобы вогнать короткие строки, завершающие абзацы.

       *Уменьшите интерлиньяж на половину или четверть пункта. Во многих случаях это совершенно незаметно, а в каждой колонке выгадывается несколько строк.

      *Уменьшите на полпункта размер шрифта. Это эффективнее, чем кажется на первый взгляд, так как позволяет внести на полосу больше строк и уместить больше текста на каждой строке.

       * Немного уменьшите ширину символов (например, установите масштаб 95%).

       * Уменьшите ширину средника между колонками или слегка сократите ширину полей.

Единообразной называют верстку, которая обеспечивает одинаковый вид всех полос издания с одинаковыми элементами. Это значит, что должны быть равны между собой все спуски на начальных полосах, отбивки всех заголовков и подзаголовков различных рангов. Однотипно оформляются при этом примечания в тексте, сноски, подписи под рисунками, одинаково заверстываются однотипные иллюстрации (вразрез или в оборку), одинаково отбиваются колонтитулы и колонцифры, сигнатуры, нормы.
Приводность верстки: за счет чего она достигается
Приводность верстки означает полное совпадение общих размеров четных и нечетных полос. На этих полосах должны точно совпадать между собой на просвет строки основного текста. Чтобы верстка приобрела приводность, следует, используя отбивки сверху и снизу, привести к целому числу строк основного кегля все части текста, где шрифты кегля отличаются от основного, а также формулы, таблицы и иллюстрации.
Спуск. Как верстать спусковые полосы
Спуск - отступ в верхней части полос, начинающих разделы, части или главы издания (начальных полос, их также называют спусковыми полосами). Какого размера будет спуск, можно решать конкретно для каждого издания. Но, как правило, размер спуска составляет приблизительно ¼ высоты полосы от ее верха до первой текстовой строки (в размер спуска включаются и заголовки, шапки, заставки).
Правила верстки предполагают одинаковый размер спусков по всей книге (это относится к правилам верстки книг). Но возможны исключения, когда спуск поднимается или опускается на одну или две строки основного кегля, иначе висячие строки и переносы не позволят правильно окончить полосу. Связано это с тем, что на спусковых полосах текста помещается меньше, чем обычно, вгонка и выгонка строк затруднены, потому что нет предшествующих полос.
Верстка заставки
В начале главы, раздела, части издания может быть сделана заранее подготовленная заставка – рисунок или акцидентный набор из линеек и орнаментов. Она размещается обычно в самом верху спусковой полосы в счет спуска, то есть спусковая полоса начинается именно с заставки.
К части или главе, оформляемой так, заставка часто одновременно служит и иллюстрацией.
Концевая полоса и основные правила верстки концевых полос
Концевая полоса – это последняя, обычно неполная полоса, в издании (или главе, разделе, отдельном рассказе). Текст после нее начинается с начальной полосы.
Не разрешается на концевой полосе оставлять слишком мало текста. Как правило, он должен занимать не менее ¼ ее высоты, то есть не менее размера спуска на начальных полосах. Если же текста на полосе меньше, то необходимо либо вогнать его в несколько предшествующих полос, либо, наоборот, выгнать несколько строк из предыдущих полос на концевую.
Пробел на концевой полосе должен быть не слишком мал. Три-четыре строки основного кегля – минимальная высота пробельного материала. Если места не хватает, то полосу надо довести до полной высоты (с помощью выгонки из предшествующих полос) или увеличить нижний пробел до минимально допустимого (с помощью вгонки строк). Делая вгонки и выгонки, нельзя нарушать технические правила набора.
Допускается оставлять одну-две пробельных строки перед полосой, начинающейся заголовком без спуска. Однако таких «особых случаев» быть не должно, ибо в пределах одной-двух, максимум трех, предшествующих полос всегда возможно выгнать одну-две строки, сделав рассматриваемую полосу полной. Но недопустимо для этого слишком растягивать междусловные пробелы, а тем более увеличивать расстояние между абзацев или строк. Нельзя только выполнять эту задачу путем чрезмерного увеличения междусловных пробелов и тем более посредством увеличения межабзацного или межстрочного расстояния.
Часто на концевых полосах размещают также более или менее сложные концовки.
(Продолжение следует)
 

 

 

 

 





Политика конфиденциальности